16-12-15 / 2015
Новости отрасли
Динамика ставок операторов ж/д подвижного состава в ноябре-декабре 2015г.

За период с начала ноября до середины декабря 2015 г. ставки на аренду вагонов менялись в основном на спотовом рынке в сегменте универсального подвижного состава. 

Так, по оценкам грузоотправителей строительных грузов, в ноябре рост ставок на полувагоны колебался в диапазоне от +10% до +15% по отношению к уровню Прейскуранта 10-01. При этом некоторым компаниям под крупные и регулярные партии грузов удавалось сбивать ставки на предоставление полувагонов и до уровня -10% от Прейскуранта 10-01.

Напомним, что в октябре 2015 г. пользователи ж/д транспорта фиксировали рост вагонной составляющей до 25% по сравнению с уровнем Прейскуранта №10-01 в зависимости от вида груза, направления и расстояния перевозки. Наибольший рост ставок отмечался в сегменте низкодоходных грузов, а именно - щебня. При этом вплоть до конца июля 2015 г. ставки не только не превышали показатели данного прейскуранта, но достаточно продолжительное время сохраняли уровень минус 10-15% и ниже.

О росте операторских ставок в начале осени заговорили и угольщики. Тем не менее, крупные поставщики угля в ноябре 2015 г. сохраняли ставки на предоставление универсальных полувагонов на уровне 7-8% ниже Прейскуранта 10-01. Отметим, что такие цены предусматриваются, как правило, крупными сервисными контрактами, заключенными на длительный срок. В сегменте перевозок кокса пользователи ж/д транспорта также отмечали небольшое снижение ставок на аренду полувагонов по сравнению с Прейскурантом на уровне -2%. По сравнению с октябрем данные ставки не менялись - так же, как и у угольщиков.

Не превышали в ноябре 2015 г. уровень Прейскуранта 10-01 и ставки на полувагоны для перевозки металлического лома. Грузоотправители в данном сегменте отметили, что могли получать вагоны на спотовом рынке по ставкам -5-10% от уровня Прейскуранта 10-01.

Грузоотправители поясняли, что в ноябре-декабре 2015 г. их потребности на полувагоны по-прежнему не могли быть полностью удовлетворены за счет парка АП (парк полувагонов ФГК, перешедший в управление ЦФТО - филиала ОАО "РЖД" в августе 2015 г., к которому недавно присоединился и парк "УВЗ-Логистики"). Некоторые грузоотправители в таких условиях сократили долю парка АП в своих заявках, а некоторые - отказались от него вовсе в пользу полувагонов частных операторских компаний. "Представители ТЦФТО проводят жесткую ценовую политику и не соглашаются снижать ставки, несмотря на наличие свободных порожних полувагонов" -- отмечают грузоотправители. По их словам, ЦФТО стоит подумать о выработке четкой маркетинговой стратегии, сообразующейся со сложившейся на рынке оперирования вагонами ситуацией.

Несмотря на то, что цены на предоставление специализированного подвижного состава в рассматриваемый период практически не менялись, на спотовом рынке небольшие колебания, связанные в большей степени с сезонностью поставок, все

же присутствовали . Так , ставки на предоставление -платформ-лесовозов незначительно снижались еще с октября из-за частично освободившегося в межсезонье подвижного состава.

Напомним также, что эксперт СОЖТ Игорь Лебедь в ноябре прогнозировал стабилизацию ставок на предоставление полувагонов на уровне 500 руб. в сутки до конца 2015 г. "Вместе с тем, на отдельных направлениях возможен дефицит подвижного состава, соответственно, возможны определенные колебания уровня ставки", -- добавлял эксперт. По оценкам ИПЕМ, ставки операторов на полувагоны могут вырасти до 700 руб. в сутки к декабрю 2016 года, то есть на 60-70% по сравнению с январем 2015 года. Вице-президент по логистике крупного металлургического холдинга также отмечал, что обещанный в 2016 г. рост ставок на предоставление полувагонов до 700-750 руб. в сутки неблагоприятно повлияет на экономику холдинга, так как уже в настоящее время транспортная составляющая в цене металлургической продукции достигает 80%, а цены на нее на мировых рынках упали почти вдвое за последние месяцы

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру16.12.2015