01-08-19 / 2019
Новости отрасли
Динамика погрузки на сети РЖД в июле вышла из "минуса" к уровню прошлого года

Погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в июле 2019 года вышла на уровень того же периода прошлого года, составив 108 млн тонн, сообщила компания.

В среднесуточном выражении это составляет 3,483 млн тонн Изначально июльский план работы РЖД был сверстан с символическим "плюсом" (+0,2%, 3,49 млн тонн в среднем в сутки), сообщал ранее источник "Интерфакса", знакомый с деятельностью монополии. Грузооборот в июле снизился на 3,1%, до 212,9 млрд тонно-километров (с учетом рейсов порожних вагонов - также на 3,1%, до 270,1 млрд тонно-километров).

О том, что динамика погрузки стабилизировалась после падения во II квартале, на брифинге во вторник говорил и замглавы "Российских железных дорог" Павел Иванов. "В июле планируем выйти на уровень (того же периода - ИФ) прошлого года. По сути, уже идем в этой динамике. Сейчас есть незначительное отставание, но сегодня-завтра мы (его - ИФ) восполним", - отмечал он.

"(Погрузку - ИФ) мы, по сути, стабилизировали. Если брать третью декаду июля - работаем выше уровня прошлого года на 0,8%. Остаемся в параметрах "минус 1%" или чуть больше в погрузке на внутренний рынок и основной прирост у нас идет в российские порты. (С ростом - ИФ) выше 8% отгружаем в порты Северо-Западного бассейна, выходит "на ноль" динамика погрузки в порты Азово-Черноморского бассейна. И значительный прирост у нас в направлении Дальнего Востока", - уточнял он.

Компания с октября представляет статистику с учетом железных дорог Якутии, где является перевозчиком. При этом до конца прошлого года погрузка в республике считалась как "новый груз", поэтому сравнение шло с данными за тот же период 2018 г. только по сети "Российских железных дорог". С января 2019 г. статистика дается в сопоставимых цифрах (в показателях 2018 г. учитывается отправка грузов из Якутии).

В "старом" формате статистики в октябре РЖД отмечали рост на 0,3%, в ноябре - на 1,5%, в декабре - падение на 1,1%. В "новом" формате в январе вновь был зафиксирован рост - на 1,6% (3,4 млн тонн в среднем в сутки), в феврале он был минимальным - 0,1% (3,571 млн), в марте - 0,5% (3,655 млн).

Зимние "качели" показателя эксперты связывали с "особенностями учета погрузки на рубеже года". Между тем, в начале года "проседание" динамики было очевидно. На апрель "Российские железные дороги" верстали план погрузки с ее ростом на 1,3% (3,686 млн тонн в среднем в сутки), говорил источник "Интерфакса", однако по факту этот показатель составил "минус 1,9%" (3,57 млн тонн).

В мае негативные тренды еще более усилились: отправка сократилась на 3,8% (до 3,565 млн тонн в среднем в сутки) при плане роста на 0,5% (до 3,583 млн тонн). По итогам января-мая показатель ушел в "минус" (упал на 0,7%, до 532,1 млн тонн), хотя еще по итогам 4 месяцев динамика была слабо положительной - +0,1%. В июне динамика провалилась до "минус 5,4%" (3,38 млн тонн) при прогнозе роста на 0,1% (до 3,582 млн тонн), по итогам января-июня падение составило 1,5%.

Как и ранее его коллеги, Иванов на брифинге во вторник объяснил падение во II квартале "конъюнктурой рынка грузовых перевозок", а также ограничениями инфраструктуры в восточном направлении - на Транссибирской и Байкало-Амурской магистралях, где, помимо традиционных летних путевых работ, идет реконструкция. При этом наводнения, отмечал замглавы РЖД, также не стали определяющим фактором с точки зрения погрузки.

По итогам января-июля падение погрузки замедлилось до 1,3% (741,6 млн тонн). При этом объемы отправки основного груза - каменного угля - по-прежнему на 1% меньше, чем в том же периоде годом ранее (215,8 млн тонн).

Погрузка кокса за 7 месяцев 2019 г. сократилась на 0,4% (до 6,3 млн тонн), нефти и нефтепродуктов - на 1,9% (до 134,8 млн тонн), черных металлов - на 4% (до 44,2 млн тонн), их лома - на 0,1% (до 8,4 млн тонн), лесных грузов - на 5,4% (до 25,8 млн тонн), строительных - на 3,1% (до 72,2 млн тонн), химикатов и соды - на 1,2% (до 15,3 млн тонн), промсырья и формовочных материалов - на 2,7% (до 20,2 млн тонн), цветной руды и серного сырья - на 2,5% (до 11,5 млн тонн), зерна - на 33,4% (до 10,6 млн тонн).

В "плюсе" только отправка железной и марганцевой руды (+3,3%, 69,3 млн тонн), химических и минеральных удобрений (+2,2%, 35,5 млн тонн) и цемента (+5,8%, 15,4 млн тонн). Грузооборот с начала 2019 г. увеличился на 1,3%, до 1,52 трлн тонно-километров (с учетом рейсов порожних вагонов - на 1,2%, до 1,934 трлн тонно-километров).

План работы "Российских железных дорог" на август 2019 г. предполагает рост погрузки на 0,2%, (3,515 млн тонн в среднем в сутки), сообщал источник "Интерфакса". Иванов во вторник конкретную цифру не озвучивал, отмечая, что компания "пока ориентируется на уровень прошлого года". "Это наш скромный прогноз. Есть более оптимистичный - от 1% до 2%", - добавлял он при этом.

"С учетом восполнения по объемным показателям в июле, мы ожидаем положительную динамику по погрузке и в последующий период. В том числе и в августе", - также заявил топ-менеджер. Ранее первый замглавы "Российских железных дорог" Анатолий Краснощек в интервью корпоративному изданию монополии заявлял, что с июля и до конца 2019 г. компания ожидает устойчивого роста погрузки с нарастанием объемов до 1,2-2,3% в сентябре-октябре. "С июля и до конца года ожидается устойчивый рост предъявления грузов к перевозке с нарастанием этих объемов в сентябре-октябре от 1,2% до 2,3% к уровню прошлого года", - говорил он.

На 2019 г. РЖД закладывали прогноз роста погрузки не менее чем на 1,5%. При этом, как говорил зимой замглавы монополии Алексей Шило, "Российские железные дороги" видят перспективы для роста погрузки в 2019 г. сверх плана. "Груза сегодня достаточно. У нас грузовая база сформирована с ростом к прошлому году на 2%", - отмечал он.

При этом в июне топ-менеджер говорил, что, несмотря на снижение погрузки в последние месяцы, "Российские железные дороги" пока не пересматривали прогноз погрузки. В частности, по его словам, Минсельхоз считает, что возможен рост отправки зерна. Кроме того, начнется активный завоз угля на ТЭЦ в рамках подготовки к зиме. "Большие ожидания связаны со стройкой в рамках нацпроектов. Мы получаем информацию, что финансирование на регионы поступает, там идут сейчас конкурсные процедуры", - также отмечал топ-менеджер.

Иванов на брифинге во вторник также заявил, что "Российские железные дороги" "годовой прогноз пока не пересматривали". В 2018 г., как сообщалось ранее, погрузка выросла на 2,2%, до 1,29 млрд тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс01.08.2019