04-02-10 / 2010
Новости отрасли
Динамика перевозок нефтепродуктов в подвижном составе принадлежности НПК как в количестве перевезенных тонн, так и в разбивке по видам г...

Прошлый год был первым, начиная с которого нефтеналивные грузы стали везти исключительно частные компании-операторы - с передачей парка цистерн Первой грузовой компании, ОАО "РЖД" практически не перевозит нефть в инвентарном подвижном составе. Среди наиболее отгружаемых по сети РЖД номенклатур нефть занимает вторую позицию после угля. По данным ОАО "РЖД", в 2009 году по сети было перевезено 227,98 млн. т нефти, что всего на 1,8% меньше, чем в 2008-м. На конец прошлого года основными собственниками подвижного состава при перевозках нефтеналива были ОАО "Первая грузовая компания", доля которого составляет 26% (правда, по последним данным ПГК, этот показатель равен 33%), ООО "БалтТрансСервис" - 7%, ООО "Трансойл" - 5% и ООО "Транслизинг" - 3%. Перевозки нефтяных грузов как самые надежные и доходные, по сути, стали первым плацдармом для развития конкуренции между частными операторами, хотя четверть нефтяных грузов сейчас все-таки везет ДЗО РЖД - Первая грузовая компания, объем которой составил в 2009 году 62,1 млн. т. (+58,8% к 2008 г.).

В структуре перевозок ПГК на долю нефтяных грузов приходится в среднем 27,7%. Большая часть нефтеналива, перевозимого компанией, идет на внутренний рынок - порядка 60%, на экспорт приходится 35%. Отвечая на вопрос, пришлось ли Первой грузовой столкнуться с какими-либо сложностями при выходе на рынок перевозок нефтеналивных, генеральный директор ОАО "ПГК" Салман Бабаев отметил, что, по его мнению, основная проблема заключается в том, что здесь очень много компаний, аффилированных с грузовладельцами: "Это в принципе очень непрозрачный рынок, на котором выбор операторской компании клиентом определяется не экономикой перевозки". К примеру, ПГК сейчас часто приходится работать не напрямую с грузоотправителем, а через посредника, точнее, даже через цепочку посредников. В результате операторы, имеющие договоры с клиентами, но не располагающие достаточным количеством цистерн, арендуют их у ПГК.

Тем не менее, в этом году, по словам С. Бабаева, оператор намерен привести свои объемы перевозок нефтеналивных грузов в соответствие с сегодняшней долей в совокупном парке цистерн, то есть нарастить их на 5-7%. "Возможности для увеличения перевозимых нами объемов наливных грузов мы видим в Средней Азии и постепенно наращиваем свое присутствие в Узбекистане, Туркмении и Казахстане. Пытаемся заходить на украинский рынок налива через нашу "дочку" в Украине", - рассказывает С. Бабаев.

Ближайший по объемам частный оператор - ООО "Трансойл", по словам его генерального директора Андрея Гомона, также завершил прошлый год довольно успешно. По предварительным подсчетам, его годовой объем перевозок составляет 48 млн. т. "Это был хороший для компании год. Мы многое смогли реализовать и в плане внутрикорпоративного строи¬тельства, и в отношении укрепления своей рыночной позиции", - отмечает А. Гомон. "Трансойл" отличается от коллег и конкурентов нескрываемыми амбициями и "агрессивностью": в 2010 году компания, по словам руководства, готова к обеим возможным формам консолидации - органическому росту и поглощению. Оператор ставит перед собой цель увеличить объемы перевозки как минимум на 20% (до 60-65 млн. т), то есть практически перевезти в этом году объем ПГК образца 2009-го. Впрочем, при планируемом парке в 36-39 тыс. вагонов это вполне реальная перспектива. Кстати, рассчитывая на новые объемы и направления, компания также смотрит в сторону казахстанского рынка.

В ООО "БалтТрансСервис" итогами года также остались довольны. Компания продемонст¬рировала 12%-ный рост, перевезя 20,34 млн. т. В основном этого удалось достичь за счет 55%-ного роста объемов на внутреннем рынке. Как отмечает генеральный директор ООО "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев, его компания, по крайней мере, пока, далека от мыслей об экспансии и в прошлом году не забирала и не отдавала свои объемы другим операторам - просто стала перевозить больше на внутренний рынок.

По словам В. Прокофьева, ближайшие два года, до окончания строительства нефтепроводов, объемы перевозок нефтяных грузов в принципе будут довольно устойчивы и стабильны, так как показатели добычи нефти в последнее время остаются практически без изменений. В то же время компания озвучивает перспективные планы по перевозке нефти в направлении достраивающегося порта Усть-Луга. Новое направление, которое, возможно, придется осваивать именно в этом году, заставит существенно изменить все действующие схемы перевозок БТС.

Другой оператор, связанный с группой Globaltrans, - ОАО "Новая перевозочная компания" - также признал итоги 2009 года в части перевозок нефтеналива вполне успешными. Динамика перевозок нефтепродуктов в подвижном составе принадлежности НПК как в количестве перевезенных тонн, так и в разбивке по видам грузов сохранилась на уровне аналогичных показателей 2008-го. "В 2009 году нам удалось не только сохранить объемы, но и занять дополнительные ниши, расширив географию перевозок нефтепродуктов", - отмечает генеральный директор ОАО "Новая перевозочная компания" Валерий Шпаков.

Правда, несколько омрачает радужные перспективы перевозки нефти НПК сегодняшняя ситуация с отсутствием прозрачности ценообразования на услуги промывочно-пропарочных станций (ППС), про непростую судьбу которых мы уже неоднократно писали. Большая часть возникающих в плоскости транспортировки нефтяных грузов проблем, считают в НПК, связана именно с подготовкой цистерн к перевозке. Дело в том, что постоянные изменения в соотношении объемов светлых и темных нефтепродуктов требуют частой очистки подвижного состава. Но далеко не каждая промывочно-пропарочная станция технологически готова производить подготовку цистерн из-под перевозки темных нефтепродуктов для транспортировки светлых.

В целом же, говоря об итогах прошлого года, можно констатировать тот факт, что перевозки нефти, по крайней мере, пока, остаются одним из наиболее стабильных бизнесов. Хотя, судя по тому, что часть операторов, причастных к рынку перевозок нефтеналива и имеющих неплохие результаты по итогам 2008 года, не стала озвучивать показатели своей работы в 2009-м, похвастаться им особо нечем.

В 2009 году развивались основные тенденции в данной сфере - снижение экспорта и переключение объемов на внутренний рынок. Судя по всему, в ближайшие несколько лет ситуация на рынке не сильно изменится, несмотря на переключение приличных объемов нефтяных грузов на трубопроводный транспорт.

По словам В. Шпакова, глобального передела рынка железнодорожных перевозок нефтепродуктов в течение 2009 года также не наблюдалось. В то же время на рынке появилось большое количество малых и средних НПЗ, ресурсы, которых представляют интерес для операторских компаний. Тем более что большинство этих предприятий не имеют собственных транспортных активов, как правило, занимаясь только производством и сбытом нефтепродуктов. Опять-таки, здесь нужно отметить тот факт, что в прошлом году на рынке наблюдались две разнонаправленные тенденции. Во-первых - наращивание объемов крупных игроков, во-вторых - появление новых собственников, обладающих далеко не такими масштабными ресурсами подвижного состава.

В то же время крупные грузовладельцы также создают собственные операторские компании. Премьера 2009 года - создание совместного предприятия ОАО "АК "Транснефть" и ОАО "НПК "Уралвагонзавод" для транспортировки по железной дороге нефти в рамках проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан". Планируется, что новая компания - "Востокнефтетранс", - оперируя 7-8 тыс. цистерн, будет везти грузы из конечной точки первого участка ВСТО Сковородино в нефтеналивной порт Козьмино до тех пор, пока в 2014 году трубу не достроят непосредственно до побережья. Однако и после этого СП, скорее всего, не прекратит свое существование. Для планируемого годового объема в 15 млн т (уже с 2010 года) оператору потребуется от 7 до 10,5 тыс. цистерн. Впрочем, для создания собственного парка СП потребуется некоторое время, так что пока компании придется подключать к перевозкам вагонные мощности коллег, в частности Первой грузовой.

Надежда Вторушина

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД Партнер №303.02.10Нефть в руках частных операторов