16-02-21 / 2021
Новости отрасли
Динамика грузовых ж/д перевозок в январе вышла в "плюс", но обвалился импорт

Помесячная динамика грузовых железнодорожных перевозок в РФ в начале 2021 г. вышла в область положительных значений, свидетельствует статистика ОАО "РЖД", с которой ознакомился "Интерфакс".

В январе объемы отправки были на 0,7% выше значений того же месяца 2020 г., прибавив к декабрьским "-0,3%" целый 1 процентный пункт. Торговые связи постепенно оправляются от "корона-кризисного" шока начала прошлого года, когда в условиях "начала замедления мировой экономики", ухудшения эпидемиологической обстановки и срыва сделки "ОПЕК+" (эти факторы выделяли "Российские железные дороги") объемы транспортировки заметно просели.

В то же время полноценным восстановлением это назвать нельзя, поскольку положительная динамика наметилась на фоне низкой базы января 2020 г., когда падение отправок составляло 4,8%, а к середине весны достигло 5,6%, и лишь потом относительные значения начали выправляться. Серьезное их улучшение было отмечено только в конце лета: после июльских "-4,5%" в августе перевозки снизились только на 1,3%, в сентябре - на 1,1%. Вторая волна позитива была зафиксирована в середине осени, когда динамика улучшилась до "минус 0,4%". И хотя в ноябре произошла коррекция до "-0,7%", декабрьские показатели стали лучшими за год.

Что касается показателя января 2021 г., факторы его формирования, как показывает статистика, были крайне разнообразны. По сравнению с декабрем 2020 г. общая прибавка динамики превысила 1 млн тонн. Вклад в эту цифру внесли почти все направления - внутреннее (+771,8 тыс. тонн), экспорт (+766,9 тыс. тонн) и даже транзит (+290,9 тыс. тонн).

При этом рухнули объемы импорта (-824 тыс. тонн), в первую очередь - сухопутного (-783,3 тыс. тонн). В первую очередь по наземным маршрутам снизился завоз угля (-497,5 тыс. тонн), хотя небольшая часть поставок ушла на порты (+26,4 тыс. тонн). Похожая, но более выраженная тенденция наблюдалась в сегменте перевозок руд и минерально-строительных материалов: сухопутный импорт сократился (-87,2 тыс. тонн и -58,6 тыс. тонн, соответственно) при перераспределении некоторых объемов на морские гавани (+43,5 тыс. тонн и +20,7 тыс. тонн, соответственно). Снизился ввоз черных металлов (-58,8 тыс. тонн), причем как через пограничные переходы (-48,2 тыс. тонн), так и через порты (-10,6 тыс. тонн).

Положительный вклад в динамику внутренних перевозок внесли нефтяные (+825,1 тыс. тонн) и минерально-строительные грузы (+507,2 тыс. тонн) и кокс (+105 тыс. тонн), которые смогли компенсировать потери в перевозках по РФ достаточно широкого спектра продукции - угля (-431,9 тыс. тонн), руд (-232,7 тыс. тонн), удобрений (-195,8 тыс. тонн), леса и деревообработки (-155,4), черных металлов (-106,3 тыс. тонн).

Экспорт неожиданно в первую очередь прирос продукцией лесной отрасли (+603,3 тыс. тонн), в основном через сухопутные переходы (+580,3 тыс. тонн) - несмотря на повышение таможенных пошлин на вывоз "кругляка" дальневосточных пород вне квот до 60% в 2020 г. и до 80% с 1 января 2021 г. Увеличились перевозки за рубеж удобрений (+294,2 тыс. тонн), зерновых (+277,9 тыс. тонн), руды (+164,3 тыс. тонн), угля (+124,5 тыс. тонн). При этом падает экспорт нефти и нефтепродуктов (-366,2 тыс. тонн), черных металлов (-164,7 тыс. тонн), кокса (-110,7 тыс. тонн).

Прирост в динамике транзита в январе по сравнению с декабрем обеспечен сухопутными поставками угля (+252,5 тыс. тонн), лесных (+177,3 тыс. тонн) и хлебных грузов (+33,9 тыс. тонн) при отрицательном вкладе минерально-строительных (-37,6 тыс. тонн).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс16.02.2021