23-04-21 / 2021
Новости отрасли
Динамика грузовых ж/д перевозок в РФ в марте оттолкнулась от околонулевых значений зимы

Динамика грузовых железнодорожных перевозок в РФ в марте 2021 года оттолкнулась вверх от околонулевых значений конца зимы, свидетельствует статистика ОАО "РЖД", с которой ознакомился "Интерфакс".

Рост составил 2,4% против 0,2% в феврале в среднесуточном выражении (с поправкой на дополнительный день в високосном 2020 г.; без поправки - показатель снизился на 3,2%). До этого, в предыдущие месяцы перевозки так же топтались в пределах абсолютных значений годовой давности (в январе - +0,7%, в декабре - -0,3%).

А в конце 2019 г. - начале 2020 г. объемы транспортировки заметно просели в условиях начала замедления мировой экономики, ухудшения эпидемиологической обстановки и срыва сделки ОПЕК+ (эти факторы выделяли "Российские железные дороги"). В январе 2020 г. падение объема отправок составляло 4,8%, в феврале - 4% в среднесуточном выражении (без поправки на високосный год - 0,6%), к середине весны достигло 5,6%.

И лишь потом динамика начала выправляться. Причем серьезное улучшение было отмечено только в конце лета: после июльских "-4,5%" в августе перевозки снизились только на 1,3%, в сентябре - на 1,1%. Вторая волна позитива была зафиксирована в середине осени, когда падение замедлилось до 0,4%, хотя в ноябре произошла коррекция до "-0,7%".

В абсолютном выражении среднесуточная динамика в марте 2021 г. отличалась от февральской на 80,5 тыс. тонн в бОльшую сторону. Причем ключевой вклад внесли внутренние перевозки (+64,6 тыс. тонн в среднем сутки), в основном - угля (+47,5 тыс. тонн). Кроме того, "прибавили" в объемах транспортировки по РФ руды (+21,2 тыс. тонн), нефтяные (+8,1 тыс. тонн) и лесные (+4,3 тыс. тонн) грузы. Это демпфировало заметные потери по минерально-строительным грузам (-13 тыс. тонн в среднем в сутки) и удобрениям (-8,7 тыс. тонн).

Существенно в марте по сравнению с февралем прирос импорт (+31,6 тыс. тонн в среднем в сутки в динамике), в основном - сухопутный (+26,5 тыс. тонн), в первую очередь - того же угля (+18 тыс. тонн).

Экспорт при общем падении на 22 тыс. тонн в среднем в сутки, переориентировался на порты (+25,1 тыс. тонн против -47,2 тыс. тонн через сухопутные пограничные переходы), в том числе - уголь (+4,8 тыс. тонн против -5,2 тыс. тонн), "нефтянка" (+20 тыс. тонн против -9,4 тыс. тонн), удобрения (+9 тыс. тонн против -0,45 тыс. тонн) и стройгрузы (+0,5 тыс. тонн против -2,7 тыс. тонн). При этом просели отправки за рубеж леса (-12 тыс. тонн) и зерновых (-23,3 тыс. тонн).

На 6,5 тыс. тонн в среднем в сутки прибавил транзит, в том числе - сухопутный (+5,6 тыс. тонн), в частности - нефтеналив (+9,1 тыс. тонн) и уголь (+2,9 тыс. тонн). Прирос транзит леса (+8,1 млн тонн), в том числе - через погранпереходы (+7,7 тыс. тонн в среднем в сутки).

По итогам I квартала 2021 г. в среднесуточном выражении рост перевозок ускорился до 1,1% (разница с тем же периодом 2020 г. - 40,4 тыс. тонн), в том числе на внутренних маршрутах падение объемов отправок замедлилось до 3,1% (-66 тыс. тонн). Увеличение экспорта составило 6,7% против 7,9% в январе-феврале (+85,3 тыс. тонн в среднем в сутки) при незначительном ухудшении динамики с 8,8% до 8,7% (+78,3 тыс. тонн). Сухопутный транзит вырос на 47,7% против 43,9% за 2 месяца года (+25,2 тыс. тонн). Снижение импорта через наземные пограничные переходы замедлилось с 10,9% до 6,3% (-10,5 тыс. тонн).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс23.04.2021