12-10-21 / 2021
Новости отрасли
Динамика грузовых ж/д перевозок в РФ оттолкнулась от "доковидных" уровней, мощно вырос транзит

Динамика грузовых железнодорожных перевозок в РФ с началом осени оттолкнулась вверх от "доковидных" уровней, свидетельствует статистика ОАО "РЖД", с которой ознакомился "Интерфакс".

В сентябре 2021 г. объемы транспортировки увеличились на 0,6% по сравнению с тем же периодом 2019 г. - после двух месяцев вблизи допандемийных значений.

При этом, правда, сохраняются прямо противоположные тенденции на внутренних и внешних направлениях. Если в целом грузопоток на 0,7 млн тонн выше, чем два года назад, то на маршрутах в РФ он, напротив, более чем на 0,76 млн тонн ниже.

Основной "негатив" вносят строительный и металлургический сегменты: отправка руды снизилась на 0,23 млн тонн, черных металлов - на 0,32 млн (-0,55 млн тонн в сумме), минерально-строительных грузов - упала на 0,64 млн тонн. Кроме того, наметилось проседание динамики по углю (-0,245 млн тонн), хотя еще по итогам 7 месяцев 2021 г. фиксировался 6%-ный рост.

Несколько поддерживают "внутрянку" нефтеналивной (+0,26 млн тонн) и лесной (+0,28 млн) сегменты, а также перевозки кокса (+0,71 млн тонн).

Противоположный полюс статистики - транзит. Его объем более чем на 1,05 млн больше, чем в сентябре "доковидного" 2019 г. Причем, основную прибавку обеспечивают грузы, не попадающие в сегмент массовых отправок (вероятно, контейнеры). Чуть менее половины прироста в сумме дают уголь (+0,24 млн тонн) и "нефтянка" (+0,25 млн).

Экспорт в сентябре 2021 г. примерно на 0,5 млн тонн выше, чем в том же месяце два года назад. Он серьезно сдерживается падением высокодоходных нефтяных перевозок (-1,27 млн тонн). Компенсируются эти потери в погрузке лишь за счет целого спектра массовых грузов - угля (+0,56 млн тонн), кокса (+0,11 млн), руды (+0,33 млн), черных металлов (+0,39 млн), удобрений (+0,2 млн), зерновых (+0,28 млн). Примечательно при этом, что у каменного угля за два года произошла заметная переориентация с сухопутных маршрутов на морские.

Импорт по отношению к цифрам 2019 г. - в небольшом "минусе" (-0,1 млн тонн). На 0,17 млн тонн он ниже по углю, на 0,14 млн - по минерально-строительным грузам, на 0,06 - по черным металлам.

По итогам 9 месяцев 2021 г. в среднесуточном выражении рост перевозок замедлился до 4,1% с 5% в I полугодии (разница с тем же периодом 2020 г. - 152,3 тыс. тонн), в том числе на внутренних маршрутах - до 1,8% с 2,7% (+39,8 тыс. тонн), экспорт - до 5,5% с 6,5% (+70,6 тыс. тонн), транзит - до 49,7% с 56,6% (+29,5 тыс. тонн). В то же время динамика импорта улучшилась до "+6,4%" с "+4,3%" соответственно (+12,4 тыс. тонн в среднем в сутки "год к году").

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.10.2021