06-11-20 / 2020
Новости отрасли
Динамика грузовых ж/д перевозок в октябре продолжила выбираться из "минуса" за счет экспорта

Динамика грузовых ж/д перевозок после небольшой паузы в сентябре продолжила активно выбираться из "минуса", приближаясь к "нулевой" отметке, свидетельствует статистика ОАО "Российские железные дороги", с которой ознакомился "Интерфакс".

По итогам октября падение объемов транспортировки замедлилось до 0,4%. В сентябре оно составляло 1,1%, в августе - 1,3%, в июле - 4,5%. Текущие показатели намного лучше, чем в начале 2020 г., когда в условиях "начала замедления мировой экономики", ухудшения эпидемиологической обстановки и срыва сделки "ОПЕК+" (эти факторы выделяли РЖД в своей июньской презентации) объемы транспортировки заметно просели (в январе падение отправок составляло 4,8%, к середине весны оно достигло 5,6% и лишь потом начало замедляться).

В то же время, если в августе улучшение динамики происходило за счет внутренних перевозок (в том числе - угля и нефтяных грузов), то в октябре драйвером стал экспорт широкой номенклатуры грузов через порты (на фоне падения сухопутных отправок). Прирост в 1,764 млн тонн по сравнению с сентябрем обеспечили нефтяные грузы (576 тыс. тонн), руда (342 тыс.), уголь (337 тыс.), удобрения (267 тыс.), зерновые (158 тыс.), черные металлы (105 тыс.).

При этом, правда, у ряда из этих видов продукции снизился сухопутный экспорт - у руды (-271 тыс. тонн), удобрений (-127 тыс.), черных металлов (-71 тыс.), тогда как, например, уголь рос и на этих направлениях (+112 тыс.), крайне незначительно (-6 тыс.) снижаясь и на внутренних маршрутах. Увеличилась на последних и транспортировка нефтяных грузов (+121 тыс.).

В остальном отрицательный вклад в динамику внутренних перевозок (-746 тыс. тонн) внесли сезонно замедлившиеся объемы отправки минерально-строительной продукции (-660 тыс.), зерновых (-224 тыс.), а также руды (-210 тыс.). В то же время на фоне падения экспортных перевозок леса (-315 тыс. тонн в октябре по сравнению с сентябрем) после повышения таможенных пошлинах на вывоз "кругляка" выросли объемы транспортировки древесины по РФ (+46 тыс. тонн).

Вместе с тем, в прошлом месяце заметно прирос и импорт (+304 тыс.) - в основном за счет угля (+296 тыс.). Тенденцию в начале октября комментировал замглавы монополии Алексей Шило. "Мы считаем, это сезонная история в первую очередь, потому что идет активный завоз угля для нужд ЖКХ", - говорил он, уточняя, что груз поступает из Казахстана.

Также сохраняются повышательные тренды в импорте нефтяных грузов (+46 тыс. тонн). "По "нефтянке" идет постепенное восстановление, растет потребление автомобилистами и в целом транспортниками. Это связано с некоторым оживлением экономики", - пояснял Шило.

В то же время транзит "нефтянки" вновь снизился после подъема в сентябре (-157 тыс. тонн). Повысились перевозки леса (+24 тыс.) и удобрений (+11 тыс.) через РФ между третьими странами. Падает импорт руды (-164 тыс. тонн), растет ввоз в страну минерально-строительных грузов (+28 тыс., при переориентировании с морских на сухопутные маршруты).

По итогам 10 месяцев 2020 г. в среднесуточном выражении падение перевозок замедлилось до 3,7% (разница с показателем в том же периоде 2019 г. - 142 тыс. тонн) за счет транспортировки грузов на внутренних маршрутах (4% против 4,4% в январе-сентябре, отрицательная дельта - 91 тыс. тонн). При этом динамика экспорта улучшилась с -2,5% до -2,2% (-29 тыс. тонн) при улучшении отправок через порты (+3,4 против +2,7%, +30 тыс. тонн). Падение сухопутного импорта составило 9,3% против 9,8% за 9 месяцев (-17 тыс. тонн).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс06.11.2020