31-01-22 / 2022
Новости отрасли
Десятилетний максимум

Спрос на поставки в Европе и Китае ведет к росту транзита по железным дорогам РФ

По итогам 2021 года по сети ОАО "РЖД" в транзитном сообщении перевезено 33 млн тонн грузов. Это в 1,4 раза больше, чем годом ранее, и является максимальным показателем с 2012 года. Значительную долю роста обеспечили каменный уголь, химикаты, нефтеналивные грузы, черные металлы, станки и двигатели. Участники перевозочного процесса связывают результат с высоким мировым спросом на многие виды продукции и прогнозируют сохранение положительной динамики. По мнению заведующего отделением макроэкономики и методологии прогнозирования АО "ИЭРТ" Андрея Тихомирова, в условиях сохраняющегося дисбаланса ставок на морской фрахт сохраняется положительная тенденция увеличения транзитного грузопотока по железной дороге. В частности, транзит угля в прошлом году вырос в 1,5 раза, до 8,5 млн тонн, нефтеналивных грузов – в 1,8 раза, до 5,5 млн тонн.

По данным ОАО "РЖД", основными регионами отправки грузов стали Китай, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан и Германия.

Как рассказал "Гудку" член правления компании RAILGO Олег Яценко, рост объемов нефтеналивных грузов, следующих транзитом через Россию, обусловлен их высоким спросом со стороны европейских стран.

"Транзит идет из Казахстана, Узбекистана и Белоруссии, из тех стран, где есть нефтеперерабатывающее производство. Страны Азии за счет своего географического положения и отсутствия выхода к большой воде льнут к портам Северного Кавказа – Новороссийск, Тамань, Азов и Кавказ", – пояснил "Гудку" Олег Яценко.

Спрос на уголь со стороны стран Европы также повлиял на рост объемов транзитных грузов, проходящих по сети ОАО "РЖД". Генеральный директор Национальной угольной ассоциации Сергей Борисов отметил, что транзит угля в прошлом году шел из Казахстана в порты России и на Украину.

"Резкий скачок котировок газа в Европе в конце прошлого года подстегнул угольную промышленность к отправкам продукции. Даже Германия стала покупать больше качественного угля, потому что электроэнергия, получаемая из угля, дешевле, чем из газа", – сообщил Сергей Борисов.

Однако президент Национального исследовательского центра "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин отметил, что основной прирост транзита все-таки приходится на долю контейнеров.

Больше всего контейнеров в транзитном сообщении следовало по коридору Восток – Запад, где отправителями являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. По данным ОАО "РЖД", в транзитном сообщении в 2021 году перевезено 1 млн 76 тыс. ДФЭ (аналог двадцатифутового контейнера), что составило 9 млн тонн от общего объема.

Первый заместитель генерального директора АО "РЖД Логистика" Олег Полеев отмечает, что огромный потенциал для дальнейшего роста транзита обусловлен заинтересованностью грузоотправителей из Японии, Южной Кореи и Китая. "Грузоотправители ищут, где дешевле, быстрее и безопаснее", – говорит он.

"Наиболее актуальным вопросом дальнейшего роста транзитного контейнерного потока является расширение географии и диверсификация маршрутов следования груза, в том числе развитие сервисов через Калининградскую область, порты Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов и железнодорожные пункты пропуска на границе с Финляндией", – рассказывает "Гудку" Андрей Тихомиров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.01.2022