15-08-13 / 2013
Новости отрасли
Дерегулирование в ряде сегментов тарифов привлечет дополнительные грузы на железные дороги РФ - операторы

Дерегулирование ж/д тарифов на перевозки скоропортящихся товаров и алюминиевой продукции позволит привлечь дополнительные объемы грузов на железные дороги РФ, считают железнодорожные операторы.

"В этих сегментах существует серьезная межвидовая конкуренция, при этом железнодорожные и автомобильные перевозчики работают в неравных условиях. Если у железнодорожников существуют постоянно высокие инфраструктурные затраты и тарифное регулирование, то у автомобилистов они фактически отсутствуют", - заявил "Интерфаксу" эксперт информационно-аналитического центра Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава) Александр Метелкин.

"В итоге инфраструктурные затраты у автоперевозчиков в расчете на тонну груза в разы меньше, чем у тех, кто пользуется услугами железнодорожного транспорта. Гибкое же тарифное регулирование в условиях серьезной межвидовой конкуренции позволит учитывать сезонность перевозок, направления, объемы перевозок, и, тем самым, создавать более выгодные условия для потребителей услуг железнодорожного транспорта", - подчеркнул представитель НП СОЖТ.

Сходного мнения придерживается и замглавы Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС, объединяет небольших владельцев подвижного состава) Фарид Хусаинов. "В тех сегментах, где есть конкуренция, дерегулировать тарифы (в данном случае - инфраструктурную составляющую) безусловно - нужно. Об этом экспертное сообщество говорит уже много лет. Более того, если в каких-то сферах дерегулирование является предметом спора, то в таких сегментах, как, например, перевозка скоропортящихся грузов или контейнеров, как мне кажется, давно и спора уже нет", - написал он в своем блоге.

При этом, правда, Ф.Хусаинов отмечает, что для привлечения грузов на ж/д транспорт недостаточно простого снижения тарифа. "Выбор вида транспорта в высококонкурентных сегментах зависит не только от тарифа, но и от такой тонкой и пока непонятной железнодорожникам материи, как сервис, удобство, комфортность взаимодействия, надежность. Всем известны случаи, когда грузоотправителя "переманили", а потом тот сталкивается с ситуацией, что "брошен", а груз где-то задерживается, и никто не может ему помочь. В итоге, такой грузоотправитель не только "уходит" с железнодорожного на автомобильный транспорт, но и передает сигнал рынку: "Туда ходить не надо", - подчеркивает представитель НП ОЖдПС.

Как сообщалось ранее, министерство транспорта РФ в проекте обновленной транспортной стратегии до 2030 г. обозначило возможность дерегулирования тарифов на ж/д перевозки грузов в конкурентных сегментах. При этом в понедельник президент ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД) Владимир Якунин заявил, что считает целесообразным сделать это, в том числе в сфере транзитных перевозок контейнеров, а также транспортировки скоропортящихся продуктов и алюминиевой продукции. Топ-менеджер уточнил, что под дерегулированием понимает и дисконт на перевозки по сравнению с действующими тарифами.

Сейчас РЖД имеют возможность варьировать стоимость перевозки в рамках "тарифного коридора" (от минус 12,8% до +13,4%), устанавливаемого Федеральной службой по тарифам РФ (это право монополия получила с 2013 г., до этого тарифы устанавливал сам регулятор). Между тем В.Якунин отметил, что перевозчику этого тарифного коридора недостаточно. "Он довольно сложный с точки зрения реализации", - сказал топ-менеджер, хотя и отметил, что "это уже шаг в правильном направлении".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс14.08.13Дерегулирование в ряде сегментов тарифов привлечет допгрузы на желдороги РФ - операторы