31-08-23 / 2023
Новости отрасли
Депутаты просят ФАС проверить РЖД из-за роста стоимости бензина

Депутаты Госдумы Сергей Миронов и Валерий Гартунг в письме на имя премьер-министра Михаила Мишустина возлагают на РЖД часть ответственности за превышающий инфляцию рост цен на топливо. По их мнению, сроки доставки затягиваются, вагоны простаивают, а монополия иногда отказывает в перевозке отдельных грузов

Депутаты Госдумы от партии "Справедливая Россия – За правду" Сергей Миронов и Валерий Гартунг обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой усилить контроль за РЖД из-за роста цен на топливо. Об этом говорится в их письме (есть у Forbes), зарегистрированном в департаменте транспорта правительства 15 августа. Обращение предлагается рассмотреть Минфину, Минтрансу и ФАС совместно с РЖД и Союзом операторов железнодорожного транспорта.

В письме отмечается, что цены на моторное топливо растут опережающими инфляцию темпами: по состоянию на 24 июля цены по сравнению с началом года выросли на 4,2% при общей инфляции за этот период в 3,39%. По мнению Миронова и Гартунга, одна из причин – длительность транспортировки топлива по железной дороге, простой вагонов и отказы РЖД в перевозке. В частности, депутаты утверждают, что топливо, погруженное на железнодорожный транспорт, неделями не поступает на АЗС, а до трети объемов топлива, выделенного для стабилизации цен, находится в пути.

Авторы письма также сообщают о том, что РЖД иногда отказывается принимать некоторые виды грузов к перевозке. Отдельно в письме говорится, что существуют задержки в приемке грузов и со стороны получателей.

Миронов и Гартунг просят усилить контроль над РЖД и тарифообразованием при перевозке топлива со стороны ФАС, а также провести проверку железнодорожной монополии по описанным фактам. Отдельно депутаты предлагают повысить до 20% долю обязательной реализации бензина и дизельного топлива на бирже (сейчас для бензина она составляет 13%, для дизеля – 9,5%), запустить строительство системы продуктоводов в направлении Дальнего Востока и пересмотреть действующую фискальную систему, которая, по их мнению, через НДПИ стимулирует добычу и экспорт сырья, а не продукции.

Источник Forbes на транспортном рынке подтверждает, что сейчас сроки доставки грузов по железной дороге носят непредсказуемый характер из-за целого ряда проблем: не установлены нормативные сроки для РЖД по приему вагонов к перевозке, часть вагонов "бросается" по пути следования, существует острая нехватка локомотивной тяги и тотально неритмичная подача вагонов под выгрузку. "Как следствие, различные лазейки монополиста по продлению первоначальных нормативных сроков доставки приводят к тому, что реальные сроки оказываются существенно хуже расчетных", – объясняет собеседник Forbes.

По данным источника, для внутренних перевозок нефтеналивных грузов наиболее сложная ситуация сложилась в направлении южных регионов. В направлении Северо-Кавказской дороги по итогам семи месяцев 2023 года реальные сроки доставки превышают нормативные в целом на 4,8 суток, или 65%, делится источник статистикой операторов перевозок нефтяных грузов.

В РЖД проблему отрицают. Как сообщили в пресс-службе монополии, компания принимает все заявки на перевозку топлива во внутреннем сообщении в приоритетном порядке. "В установленные сроки доставляется почти 100% всей продукции. Планы погрузки заранее согласованы с грузоотправителями. Поставки топлива по железной дороге в южные регионы не зависят от роста объемов пассажирских перевозок. При этом отмечается длительный простой цистерн в ожидании слива грузополучателями. Это затрудняет ситуацию на станциях и сдерживает рост объемов перевозок. По отдельным терминалам в Ростовской области, Краснодарском крае и других регионах Южного федерального округа наличие цистерн превышает среднюю выгрузку более чем в 10 раз. Доставка нефтепродуктов на АЗС в регионы, где расположены НПЗ, например в Самарскую и Рязанскую области, осуществляется автомобильным, а не железнодорожным транспортом", – рассказал представитель РЖД.

Генеральный директор InfraProjects Алексей Безбородов также не видит логистических проблем с доставкой топлив. НПЗ в Рязанской области производит 13 млн т нефтепродуктов, в Саратовской – 7 млн т, приводит данные эксперт, есть еще десяток НПЗ западнее Волги, и доставка от любого из них не занимает много времени, что железнодорожным транспортом, что автомобилями, если говорить о Приволжском и Центральном федеральных округах. Затруднено движение по Крымскому мосту, признает собеседник Forbes, однако эта проблема общая, и она вызывает задержки, а не прекращение поставок. Конкретно РЖД, отмечает Безбородов, не испытывает критических проблем с вагонами или загрузкой путей, и вряд ли задержки можно списать на проблемы в компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Forbes.ru01.09.2023