01-02-19 / 2019
Новости отрасли
Депутаты предлагают разрешить лицензированным перевозчикам всех форм собственности перевозить пассажиров и грузы по ж/д

Группа из 39 депутатов внесла в парламент новый законопроект "О железнодорожном транспорте Украины" (№9512).

Текст законопроекта был получен Верховной Радой 30 января и направлен на рассмотрение в комитеты 31 января 2019 года.

Так, помимо разрешения перевозчикам всех форм собственности, обеспечивающим тяговый подвижной состав осуществлять перевозки пассажиров и грузов по ж/д после получения соответствующей лицензии, законопроект также предусматривает применение свободных тарифов на перевозку пассажиров и грузов, а также недискриминационный доступ к инфраструктуре ж/д транспорта общего пользования при условии наличия сертификата безопасности.

Согласно тексту законопроекта, инфраструктура общего пользования остается государственной собственностью, которую эксплуатирует и содержит оператор инфраструктуры (АО "Укрзализныця"). Развитие этой инфраструктуры осуществляется за счет инвестиционной составляющей в тарифе на услуги по доступу к инфраструктуре общего пользования, подлежащий госрегулированию со стороны Нацкомиссии, осуществляющей регулирование в сфере транспорта, которую предлагается создать, и которая также будет утверждать методику формирования тарифа на услуги, предоставляемые субъектами, занимающими монопольное положение.

При этом дополнительные и вспомогательные услуги инфраструктуры (маневровые работы на станции, поставки топлива, сервисное обслуживание) предоставляются на конкурсной основе, а само осуществление маневровых работ на подъездных путях без выезда на инфраструктуру общего пользования не лицензируется. Также, если подъездной путь потенциально может обслуживать более одного предприятия, владелец обязан предоставить доступ перевозчикам к своей инфраструктуре.

Согласно законопроекту, в ж/д отрасли будет создан центральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование и надзор в сфере железнодорожного транспорта, который будет заниматься рассмотрением жалоб по равноправности доступа к инфраструктуре, распределением пропускной способности инфраструктуры, уровня или структуры тарифов; выдачей лицензий, сертификатов безопасности и т.п.

Законопроект также предлагает обязать операторов инфраструктуры, перевозчиков и владельцев подъездного пути внедрить и поддерживать собственные сертифицированные системы управления безопасностью движения; ввести норму о техническом расследовании железнодорожных транспортных происшествий.

Помимо прочего, документ предусматривает определение типа и количества общественно-важных перевозок, которые будут осуществляться на компенсационной основе за счет государственного и местных бюджетов. Избрание перевозчика для таких маршрутов будет осуществляться на конкурсной основе, а определять какие именно перевозки будут считаться общественно важными, будут Кабинет министров Украины и органы местного самоуправления (например, в случае пригородных перевозок).

Как написал на своей странице в Facebook глава транспортного комитета ВР народный депутат Ярослав Дубневич (фракция БПП), указанный законопроект позволит повысить эффективность работы железнодорожного транспорта в соответствии с европейскими стандартами.

Новый документ демонополизирует рынок тяги на железной дороге, будет способствовать введению свободного ценообразования на конкурентном рынке и сохранению государственного регулирования цен на услуги инфраструктуры, а также обеспечит недискриминационный доступ к инфраструктуре общего пользования.

По словам Я.Дубневича, законопроект также предусматривает создание независимого регулирующего органа и комиссии, ответственной за тарифы на ж/д транспорте и обеспечит интеграцию украинской железной дороги в европейскую транспортную сеть.

Предыдущий законопроект "О железнодорожном транспорте Украины" (№7316), который предусматривал допуск частной тяги на пути "Укрзализныци" Верховная Рада отклонила 18 октября 2018 года. Тогда за принятие документа за основу проголосовало 202 народных депутата при 226 необходимых.

Спикер предпринял пять попыток спасти документ, который, по словам главы Мининфраструктуры Владимира Омеляна, разрабатывался несколько лет с участием доноров и международных экспертов, однако безрезультатно: в лучшем случае предложение о его повторном первом чтении набрало 221 голос.

Документ предполагал отделение деятельности оператора инфраструктуры и перевозчика, определял условия доступа к инфраструктуре, ответственность перевозчиков и принципы тарифной политики и допускал частные компании к организации перевозок пассажиров и грузов.

Верховная Рада отказалась принять законопроект №7316 "О железнодорожном транспорте Украины". Он рассматривался сегодня в шесть часов вечера.

За то, чтобы утвердить документ в первом чтении, отдали голоса лишь 202 депутата. После этого проект несколько раз ставили на голосование овозвращении к рассмотрению, однако минимально необходимых 226 голосов он не набрал.

Не набрало также поддержки и предложение о направлении законопроекта обратно депутатам на доработку - "за" лишь 215 голосов.

Таким образом, данный законопроект, авторами которого выступили около 20 депутатов, отклонен. Он был зарегистрирован в парламенте 17 ноября 2017 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс01.02.2019