07-09-17 / 2017
Новости отрасли
Деньги на "сахалинский" мост в бюджет на трехлетку пока не заложены - Соколов

Действующий трехлетний федеральный бюджет пока не предусматривает средств на строительство моста с материковой части страны на Сахалин, соответственно, без внесения изменений в главный финансовый документ о реализации проекта можно будет говорить либо не ранее 2020 г., либо необходимо привлекать средства из внебюджетных источников, заявил министр транспорта РФ Максим Соколов.

"В нашей стратегии развития транспортной системы до 2030 г. говорится, что теоретически возможно этот проект в соответствии с научно-исследовательскими работами реализовать, и даже в первой половине следующего десятилетия", - сказал глава Минтранса "Интерфаксу" в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ) в четверг.

"Но какие-то конкретные сроки и, тем более, стоимость можно будет обозначать только после определения источника финансирования строительства и разработки проектно-сметной документации. Пока в тех решениях на три года, которые есть в виде федерального закона о бюджете, каких-то дополнительных ассигнований на этот проект нет. Значит, приступить к его реализации, даже начав проектирование, пока можно будет либо за счет внебюджетных источников, либо не ранее 2020 г.", - добавил он.

Обсуждение вопроса о соединении транспортными переходами материковой части РФ с Сахалином и Сахалина с японским островом Хоккайдо вновь активизировалось в рамках форума во Владивостоке. "Наступит время, это не так долго, мы объявим. Все просчитано. Мы знаем, какими силами мы можем построить этот переход, и сколько стоит сама железнодорожная инфраструктура", - заявил, в частности, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в интервью телеканалу "Россия 24".

При этом он акцентировал внимание на том, что в рамках ВЭФ президент Владимир Путин дважды - в том числе в своей речи на пленарном заседании - "сказал, что вопрос практически решен", "работают эксперты". "Сначала будет объявлено об окончательном решении, что это состоится. Как только президент это объявит, мы приступим к практической реализации", - добавил он. "Нужно, чтобы сказал об этом президент, и подтвердить соответствующие расходы в федеральном бюджете и в бюджете ОАО "Российские железные дороги" - (осталось - ИФ) совсем немного времени", - уточнил И.Шувалов, хотя и не стал говорить о стоимости проекта.

"Мы знаем затраты, я должен об этом сказать чуть позже. При современных технологиях это не такое крупное строительство. По большому счету, некоторые эксперты говорят, что этот проект даже легче, чем проект, который мы сейчас осуществляем через Керченский пролив - по природным условиям. Тем более, осуществив ("крымский" - ИФ) проект, значительно проще уже делать с мостом на Сахалин", - сказал он.

В четверг В. Путин, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума, заявил, что РФ "предметно изучает" возможность строительства железнодорожного перехода на остров Сахалин.

При этом И.Шувалов в интервью "России 24" также подчеркнул, что В.Путин сказал об этом проекте "в контексте не просто соединения Сахалина с материковой частью РФ, но и с возможностью продления этой инфраструктуры до Хоккайдо. Таким образом, товары из Японии смогут в Европу следовать через Сахалин и дальше по Транссибу в России и дальше в Европу и, наоборот, из Европейского союза в Японию по железной дороге. В совокупности с Северным морским путем и другими маршрутами, которые развиваются на евразийском континенте - это огромные возможности для бизнеса не только Японии, КНР, республики Корея, но и других стран", - отметил первый вице-премьер.

Днем ранее в рамках ВЭФ И.Шувалов заявил, что российские власти "серьезно предлагают японским партнерам рассмотреть строительство смешанного перехода автомобильно-железнодорожного от Хоккайдо до южной части Сахалина. "При этом мы близки к тому, чтобы начать свою часть работы - доведение до тихоокеанского побережья железной дороги и построение такого же сложного перехода от материка до Сахалина. Это даст дополнительные возможности использовать нашу ж/д инфраструктуру, и Япония при этом станет континентальной державой", - сказал первый вице-премьер.

Проект транспортного перехода "Сахалин - материк" обсуждался много лет, интенсивные работы начались в 1999-2000 гг. Правительственная экспертиза результатов исследований, проведенная в 2002 году, подтвердила техническую реализуемость и социально-экономическую эффективность проекта. Проект перехода на Сахалин предусматривал сооружение новой железной дороги (приблизительно 580 км) со стороны Транссиба, совмещенного ж/д- и автомобильного моста через Татарский пролив (7,5 км), а также модернизацию ж/д сети на Сахалине (около 870 км). Стоимость оценивалась в $4,5 млрд, из которых $2 млрд необходимы на строительство новой ж/д ветки и моста, $2,5 млрд - на модернизацию железнодорожной системы на Сахалине.

Позднее по заказу министерства транспорта РФ московские институты "Гипростроймост" и "Мосгипротранс" провели исследование целесообразности реализации проекта. В предварительной версии технического задания на проектно-изыскательские работы по строительству перехода отмечалось, что объект может быть возведен в 2017-2024 гг., а стоимость работ оценивалась почти в 450 млрд руб. В числе семи вариантов транспортного перехода через пролив Невельского рассматривались строительство автомобильно-железнодорожного моста между поселками Селихин (Хабаровский край) и Ныш (Сахалин).

Профинансировать проект предлагалось на принципах государственно-частного партнерства, либо на условиях концессионных соглашений. Ожидавшийся срок окупаемости проекта - 35-40 лет. Объем грузоперевозок к 2020 г., по пессимистичным прогнозам, оценивался не менее чем в 9,3 млн тонн в год со снижением себестоимости транспортировки до 10 раз. При этом тогдашний губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин в 2013 г. отмечал, что на стадии обсуждения находится и строительство перехода Сахалин - Хоккайдо. С открытием транспортного коридора Япония-Россия-Евросоюз сроки доставки сократятся до 10-14 дней, снизится стоимость грузовых перевозок и повысится их надежность, говорил он.

В сентябре 2015 года глава РЖД Олег Белозеров заявил, что проект, к которому до сих пор подходили "в далекой перспективе", теперь оценивается как дело "недалекого будущего".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.09.2017