05-03-21 / 2021
Новости отрасли
Действующие и перспективные контейнерные площадки ППЖТ должны быть синхронизированы с программой развития контейнерных перевозок РЖД

Развитие рынка контейнерных перевозок можно без преувеличения назвать веянием времени. Этот вид транспортных услуг имеет целый ряд преимуществ. Объем перевозок в контейнерах рос до пандемии довольно высокими темпами – по 15-20% в год. В январе 2021 года по сети РЖД во всех видах сообщения было перевезено 495 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 13,4% больше, чем за аналогичный период 2020-го. Сейчас наблюдается тренд на контейнеризацию отправлений, которые ранее перевозились в полувагонах насыпным методом, в том числе уголь и металлы. Тренд, скорее всего, сохранится и в последующие годы, поскольку иначе российским экспортерам будет все сложнее встраиваться в мировые логистические цепочки, где царит универсализация и мультимодальность.

Предприятия, входящие в ассоциацию, конечно же, не могут оставаться в стороне от современных тенденций. У них есть все предпосылки для того, чтобы включиться в новые логистические потоки.

ППЖТ могут предложить свою по разным причинам недозагруженную инфраструктуру (земля, путевое развитие, тяговый подвижной состав, здания и сооружения) и готовые высококвалифицированные кадры. Нужно рассматривать возможность минимизации "последней мили", доставки груза не просто door to door, но и "цех to цех" или "склад to прилавок".

Усилия по переходу на новые формы работы обязательно окупятся, по расчетам специалистов, контейнеризация отгрузок предприятия может дать до 20% экономии затрат на логистику.

У членов ассоциации уже есть практический опыт создания и развития контейнерных терминалов на базе своих предприятий. Так, Подольское ППЖТ начало заниматься контейнерным бизнесом еще с 1990-х гг., прошло длительную и непростую процедуру открытия терминала. Сейчас предприятие расширило свою инфраструктуру, открыта вторая очередь терминала. Если в 2007 году было отправлено 20 тыс. контейнеров ДФЭ, то в 2020-м – уже 223 тыс. Сейчас предприятие начинает развивать и контрейлерный бизнес, к которому присматривалось еще с 2013 года.

В свете новых тенденций ассоциация уже начала взаимодействие с профильными подразделениями ОАО "РЖД". Нельзя не учитывать и появление нового контейнерного оператора РЖД – АО "РЖД Бизнес Актив". Сотрудничество с этой компанией также имеет для нас большие перспективы.

С удовлетворением отмечаю, что специалисты ИК "РЖД-Инвест" уже представили нам свое видение новых форм взаимодействия ППЖТ и РЖД. Форматы взаимодействия могут быть как операционно-технологические, так и инвестиционно-корпоративные. Речь идет, например, об инвестициях в модернизацию железнодорожной инфраструктуры на путях необщего пользования. РЖД также рассматривают возможность аренды или выкупа активов у ППЖТ. При этом любое взаимодействие должно базироваться на рыночном подходе и соблюдении интересов обеих сторон.

В дальнейшем нужно говорить о синхронизации действующих и перспективных контейнерных площадок ППЖТ с программой развития контейнерных перевозок РЖД.

В заключение хочу подчеркнуть, что тренд на контейнеризацию рано или поздно неизбежно затронет предприятия промышленного транспорта. Нужно уже сейчас думать о новых формах работы. Призываю ППЖТ присмотреться, чем живут их грузоотправители и грузополучатели, в том числе те, кто сейчас пользуется автомобильным транспортом. Что можно предложить им в свете новых тенденций? Какая грузовая база может перейти на контейнеры?

У нас в ассоциации создан комитет по развитию контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте, цель работы которого – стимулировать развитие контейнерного бизнеса среди членов ассоциации, вовлечь максимально возможное количество наших предприятий и партнеров в процесс контейнеризации грузов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер05.03.2021