12-03-14 / 2014
Новости отрасли
Действия РЖД при создании вагонных "дочек" подтолкнули сеть к коллапсу - глава ФАС

еисполнение "Российскими железными дорогами" (РЖД) предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ обеспечивать грузоотправителей вагонами по регулируемым тарифам в период формирования двух дочерних вагонных операторов монополии, в конечном счете, подтолкнуло ж/д сеть РФ к коллапсу, уверен глава ФАС Игорь Артемьев.

"В 2011 г. РЖД вдруг объявляют, что, во-первых, не собираются поставлять вагоны, потому что якобы их нет, и, во-вторых, уходит из-под тарифного регулирования. При этом свободные вагоны по ценам вдвое выше, чем было до этого, у них находятся. Как-то вдруг оказалось, что все вагоны оказываются в дочерних компаниях. А материнская компания ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) лишается всех этих вагонов. Для нас группа лиц или одно лицо есть одно и то же, и чтобы они не нарушали закон, за 2 года до этого ФАС выдает РЖД предписание, в котором написано, что такие действия являются нарушением закона", - заявил чиновник.

"Тем не менее, они это делают. Начинается коллапс на железных дорогах. Люди не могут получить вагоны, перевезти грузы, цена на товары вырастает, углубляется кризис, растет инфляция. Дальше выясняется, что, по версии РЖД, это же было решением правительства предопределено. Мы говорим: каким решением правительства? Покажите! Нет такого решения. А через полгода выходит решение правительства, которое говорит: это запрещено", - добавил он. "Единственный перевозчик в России не может отказать в поставке вагонов. В этом его отличие от статуса оператора. Мы предлагали операторов сделать перевозчиками, но на это никто не согласился", - отметил И.Артемьев.

При этом он выразил несогласие с позицией президента РЖД Владимира Якунина, изложенной в обращении к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, о том, что ФАС "занимается антиправительственной деятельностью". "Я считаю, что это не так. Мы не имеем права на истину в последней инстанции, но очень надеемся, что суд рассудит", - сказал глава ведомства. Судебное заседание по этому вопросу состоится 14 марта, сообщил чиновник.

Как сообщалось ранее, в 2011 г. ведомство признало монополию, а также две ее "дочки" - ОАО "Первая грузовая компания" и ОАО "Вторая грузовая компания" - нарушившими антимонопольное законодательство. Основанием для возбуждения дела послужили обращения грузоотправителей и субъектов РФ о снижении доступности услуг грузовых ж/д перевозок при неконтролируемом росте их стоимости. Также в жалобах речь шла о необоснованном уклонении монополии от приема, согласования и исполнения заявок на перевозки грузов в "инвентарном парке".

За это ведомство оштрафовало РЖД на 2,2 млрд руб. Однако перевозчик продолжает отстаивать свою позицию в суде, добиваясь признания решений ФАС недействительными. По мнению компании, передача "инвентарного парка" в созданные компании и вывод его из регулируемого сектора проведены на основании документов, утвержденных и одобренных правительством РФ. "РЖД считают, что обязывание компаний, ставших собственниками вагонов, предоставлять их по регулируемым ценам в качестве "инвентарного парка" перечеркивает принятые государственные решения. Такие перевозки монополия будет осуществлять себе в убыток, так как не сможет контролировать цену предоставления вагонов третьих лиц", - отмечали ранее в монополии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.03.2014