14-05-15 / 2015
Новости отрасли
Дефолт технический, проблемы реальные

О техническом дефолте "Укрзализныци" объявил во вторник, 12 мая, исполняющий обязанности генерального директора госпредприятия Максим Бланк. На этот шаг пришлось пойти по причине того, что предприятия УЗ не смогли вовремя провести обслуживание своих долговых обязательств перед украинскими банками. Теперь руководство железных дорог надеется на реструктуризацию внешнего долга, составляющего 32 млрд грн, и объявляет о начале переговоров с кредиторами. 5 млрд гривен, которые УЗ должна ЕБРР и банку Кореи, реструктуризации не подлежат.

Заявление руководителя госмонополии вызвало серьезный отклик в стране. Его обсуждение продолжалось не только в СМИ и кабинетах власти, но и в пространстве личного блога М. Бланка в сети "Фейсбук", возможность комментирования в котором открыта для всех. В нем простой дефектоскопист Дмитрий Бондаренко спрашивает руководителя УЗ о том, что означает дефолт для работников железной дороги.

Наиболее спокойно прокомментировали заявление руководителя УЗ в Министерстве финансов Украины. "Текущий технический дефолт "Укрзализныци" свидетельствует о серьезности ситуации в компании, но не повлияет на ее обязательства перед государственными Укрэксимбанком и Ощадбанком", - сообщается на сайте ведомства. В министерстве подчеркнули, что предприятие проведет реструктуризацию своего долга, включая еврооблигации в размере $500 млн, которые включены в государственную программу реструктуризации при поддержке Международного валютного фонда.

Поддержали позицию железнодорожников и в Министерстве инфраструктуры страны. "Решение пойти на технический дефолт стало следствием бремени долгов прошлых периодов и нынешних сложностей, созданных войной в стране", - указывается в пресс-релизе ведомства. Реструктуризация долга поможет нормализовать экономическое положение и работу "Укрзализныци", а также определить необходимые объемы капитальных инвестиций, которые были заморожены в последние годы, говорится в документе. Реструктуризация позволит УЗ идти по пути реформ, акционирования и централизации управления, отмечают в министерстве.

Наиболее крайние версии случившегося были высказаны со стороны министра инфраструктуры и транспорта оппозиционного правительства Украины Владимира Шемаева и российского сенатора, заместителя председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергея Шатирова.

Украинский оппозиционер утверждает, что дефолт санкционирован правительством Украины с целью доведения "Укрзализныци" до банкротства и последующей распродажи ее активов.

Российский сенатор отметил, что дефолт стал прямым следствием политики, которую проводит Киев в отношении Донбасса. УЗ не смогла справиться с двумя проблемами, считает С. Шатиров: падением курса гривны, которое сделало невозможным обслуживание валютных долгов, и потерей контроля над Донецкой железной дорогой и грузоотправителями Донбасса, которые формировали доходную часть бюджета железных дорог Украины. Кроме того, УЗ потеряла транзитные доходы, которые получала благодаря тесной связи экономик двух стран.

С тем, что технический дефолт стал сознательной политикой руководства монополии, согласно большинство украинских инвестиционных экспертов, мнения которых приводит "Интерфакс-Украина".

По словам старшего финансового аналитика группы ICU Тараса Котовича, объявление о реструктуризации обязательств УЗ является целенаправленным и сделано для того, чтобы реструктурировать максимально возможную часть общего долга. Глава аналитического департамента инвесткомпании "Ивекс Капитал" Дмитрий Чурин считает, что "Укрзализныця" осознанно идет на реструктуризацию для смены бизнес-модели компании. Администрация железных дорог готовится разделить регулирующую и хозяйственную функции на железнодорожном транспорте, а также привлечь к перевозкам частных операторов. Старший аналитик инвесткомпании "Арт Капитал" Алексей Андрейченко отмечает, что у УЗ существует разрыв ликвидности, когда сумма ряда внутренних кредитов, подлежащих погашению, превысила наличные денежные средства, что и обусловило дефолт.

По мнению члена главного технического комитета Национального агентства по аккредитации Украины Дмитрия Подтуркина, объявление технического дефолта "Укрзализныци" не окажет какого-либо негативного влияния на дальнейшую работу железных дорог. По его словам, проблемы с платежеспособностью монополии были и до вооруженного конфликта в Донбассе. "Но после падения объема перевозок в 2014 году на 30% и снижения транзитных перевозок в 2 раза необходимость дефолта стала очевидной, - сообщил он. - Под дефолт попали не все обязательства, а только самые непроблемные - внутренние заимствования на 22 млрд грн и 10 млрд грн еврооблигаций, размещенных в мае 2013 года. Так как источником этих кредитов был НБУ, проблем с их реструктуризацией не будет. В то же время долги перед ЕБРР и Укрэксимбанком не подлежат реструктуризации".

Но главное, для чего объявлялся дефолт, уверен Д. Подтуркин, - это подготовка к созданию АО на базе активов "Укрзализныци", которое планируется в 2015 году. Дефолт объявляет государственная администрация железнодорожного транспорта, новое АО "Украинские железные дороги" получает чистые активы и историю.

Эксперт "ЦТС-Консалтинг" Андрей Шкляр отмечает, что из 22 млрд грн внутреннего долга УЗ 11,2 млрд составляют российские деньги, занятые у украинских "дочек" российских банков, в первую очередь Сбербанка, "ВТБ Капитала", Альфа-Банка. При этом А. Шкляр упрекает бывших руководителей монополии, что из всех долгов УЗ только 2% номинированы в гривнах, остальные - в долларах и евро, а это значит, что отдавать их будет сложнее.

В сложившихся обстоятельствах российские банки стоят перед риском не получить свои деньги или вернуть их в результате судебных разбирательств, заявил советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие" Сергей Хестанов. "Положение УЗ тяжелое, а отношения между РФ и Украиной политически сложные, - рассказал он. - Поэтому банкам выгоднее пойти на реструктуризацию и получить меньший, но доход". Объявление дефолта ранее, чем была собрана конференция кредиторов по реструктуризации, финансовый аналитик назвал тревожным фактом. "Прогнозировать судебные перспективы в украинских судах очень сложно. Это долго и труднопредсказуемо", - отметил С. Хестанов.

Впрочем, все понимают, что ситуация, при которой "Укрзализныця" прекратит свою деятельность и исчезнет, очень маловероятна. Как бы то ни было, железные дороги продолжат работу и смогут обслуживать самих себя. А это значит, что технические вопросы с техническим дефолтом кредиторам придется так или иначе решать. Пусть и через не хочу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру14.05.2015