27-08-14 / 2014
Новости отрасли
Дефицит тока

Министерство энергетики совместно с ОАО «РЖД» сформировало перечень мероприятий по обеспечению энергоснабжения объектов железнодорожной инфраструктуры при расширении БАМа и Транссиба.

Развитие БАМа и Транссиба улучшит энергоснабжение регионов Сибири и Дальнего Востока. Как сообщили «Гудку» в Минэнерго, перечень основывается на варианте, при котором максимальная мощность тяги энергопринимающих устройств РЖД увеличивается на 381 МВт. Проект подразумевает строительство и реконструкцию 23 объектов электросетевого хозяйства (напряжением 220 кВ и выше), расположенных вдоль железнодорожных магистралей. Общая протяженность воздушных линий составит 4865 км, трансформаторная мощность – 4509 МВА. Правда, в министерстве уточняют, что, возможно, технические характеристики еще изменятся по результатам проектирования или уточнения со стороны ОАО «РЖД» исходных данных по перспективным нагрузкам.

В целом проект предполагает пропуск поездов массой 7,1 тыс. тонн с интервалом 8 минут.

Особенно актуально увеличение внешнего энергоснабжения на БАМе, который оборудован самой мощной в мире системой тягового энергоснабжения 2x25 кВ, применяемой даже при высокоскоростном движении. Однако ее необходимо довести до проектной мощности, поскольку отсутствие инвестиций в 90-е годы не прошло для нее бесследно. На Транссибе необходимо ставить более мощные трансформаторы, вторые и третьи (для резерва), на ряде участков усиливать контактную сеть из-за увеличения массы поездов. Кроме того, там остались места, где железнодорожники не могут запитать нормальную двустороннюю схему энергоснабжения из-за проблем у энергетиков. И чтобы не пропускать мощность по контактной сети, также вынуждены делать разрыв. На таких участках сразу падает пропускная способность.

Как поясняет начальник Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Виктор Лосев, сейчас на ряде участков БАМа и Транссиба по условиям энергоснабжения не обеспечивается даже пропуск поездов 6,3 тыс. тонн с 10-минутным интервалом. Электрификация в прошлом веке проводилась из расчета пропуска поездов 4,5 тыс. тонн с 15–20-минутным интервалом.

«Необходимо построить пять новых тяговых подстанций, из них три – на Бамовском участке Восточно-Сибирской дороги и две – на Транссибе в границах Дальневосточной магистрали, – говорит Виктор Лосев. – Строительство и модернизация транспортной и электросетевой инфраструктуры региона дадут серьезный толчок развитию регионов Сибири и Дальнего Востока».

ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») в рамках проекта приступило к монтажу современного оборудования на подстанции Могоча Забайкальского участка Транссиба. Вставка постоянного тока позволит обеспечить параллельную работу объединенных энергосистем Сибири и Дальнего Востока, реверсивные перетоки электроэнергии и повысить надежность энергоснабжения Транссиба. В подстанцию будет вложено 6 млрд руб.

Еще около 160 млн руб. согласно инвестиционной программе на 2014–2019 годы ОАО «ФСК ЕЭС» выделит на модернизацию системы противопожарного водоснабжения и устройств релейной защиты и автоматики на подстанции 220 кВ Холбон, которая питает одноименный поселок и тяговые подстанции железной дороги.

Как отмечает председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС» Андрей Муров, полная стоимость по реализации мероприятий по БАМу и Транссибу составит 122 млрд руб., из них 40% планируется привлечь из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

«В рамках Восточного полигона по объектам РЖД и потребителям ожидается суммарный прирост нагрузки к 2020 году более 2,6 тыс. МВт, – сообщил Андрей Муров. – Основной прирост грузопотока и нагрузки на электрические сети даст освоение крупнейших горнорудных месторождений, таких как Удоканский ГОК, золоторудные месторождения Сухой Лог и Чертово Корыто, а также Элегестское и Эльгинское угольные месторождения. Ускоренное развитие станет возможным благодаря совместному участию государства и частных потребителей».

Проект электрификации Восточного полигона ОАО «РЖД» является комплексным, поскольку должен учитывать интересы не только железнодорожников, но и других компаний. Поэтому планируется, что в ближайшее время план развития энергомощностей пройдет технологический и ценовой аудит, после чего правительство примет решение о выделении необходимой суммы из ФНБ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.08.2014