11-02-20 / 2020
Новости отрасли
Давление не поможет

Андрей Соболев, председатель Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава

Создание саморегулируемых организаций на транспорте должно происходить без вмешательства регуляторов.

Развитие операторского рынка может идти по двум направлениям. Первое практикуется сейчас – это естественное развитие бизнеса, когда нет административного давления.

На этом пути мы видим, что на уровне крупных и крупнейших компаний происходит естественный процесс слияния и поглощения, когда создаются очень крупные операторские компании в том или ином транспортном сегменте, например в сегменте перевозки зерновых, нефтяных грузов или контейнеров.

Среди малых и средних операторских компаний слияния и поглощения происходят редко. Здесь небольшие компании часто уходят с рынка. Не выдержав конкуренции, они продают свой парк вагонов. Но появляются новые операторы, и можно прогнозировать, что в ближайшие три года количество малых и средних операторских компаний останется примерно тем же, что и сейчас, – 250. Несомненно, кто-то из небольших операторских компаний будет уходить с рынка, но на их место обычно приходят другие.

Количество крупных и средних операторских компаний в отрасли будет снижаться по причине нацеленности крупнейших игроков отрасли не на увеличение своего вагонного парка, а на поглощение более слабых игроков. При этом малые операторы крупным неинтересны. Средние операторские компании больше других подвержены таким опасностям, как неспособность обслуживать кредиты и обязательства по лизингу, нежелание банков и лизинговых компаний идти навстречу среднему оператору. На них не распространяется действие правил: слишком большой, чтобы умереть, или слишком маленький, чтобы быть кому-то интересным.

При сокращении числа крупных и средних компаний количество малых операторов останется стабильным. Эти предприятия часто не обременены существенными финансовыми обязательствами, не имеют большого штата сотрудников, управляются в ручном, а не поточном режиме, применяют интересные технологические решения, позволяющие экономить расходы. И самое главное – малые операторы занимают ниши, не привлекательные для крупного бизнеса, но тем не менее требующие постоянного обслуживания.

Что касается крупных компаний, совершенно очевидно, что процессы слияния и поглощения будут продолжаться, поэтому можно прогнозировать сокращение числа ныне существующих крупных операторов, которых сейчас около 50, до семи-восьми компаний в ближайшие два-три года.

Второе направление развития операторского бизнеса – это когда государственные регуляторы начнут оказывать административное давление на рынок, в связи с чем ситуация может измениться. Как мы видим сегодня, Министерство транспорта планирует внести изменения в Устав железнодорожного транспорта, позволяющие искусственно создать единую саморегулируемую организацию операторов. По мнению членов Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава, создание такой организации уничтожит рынок малых и средних операторов, затруднит появление новых операторских компаний, так как вход на рынок будет заблокирован. Операторский рынок, по сути, может прекратить свое существование. Останутся три-четыре компании, которые будут доминировать во всех сегментах грузовых железнодорожных перевозок и устанавливать свои тарифы по согласованию с Антимонопольной службой. Поэтому на часто задаваемый вопрос о том, нужны ли операторам законодательные изменения, наша ассоциация готова ответить, что таких изменений не должно быть вообще.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.02.2020