Андрей Соболев, председатель Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава
Создание саморегулируемых организаций на транспорте должно происходить без вмешательства регуляторов.
Развитие операторского рынка может идти по двум направлениям. Первое практикуется сейчас – это естественное развитие бизнеса, когда нет административного давления.
На этом пути мы видим, что на уровне крупных и крупнейших компаний происходит естественный процесс слияния и поглощения, когда создаются очень крупные операторские компании в том или ином транспортном сегменте, например в сегменте перевозки зерновых, нефтяных грузов или контейнеров.
Среди малых и средних операторских компаний слияния и поглощения происходят редко. Здесь небольшие компании часто уходят с рынка. Не выдержав конкуренции, они продают свой парк вагонов. Но появляются новые операторы, и можно прогнозировать, что в ближайшие три года количество малых и средних операторских компаний останется примерно тем же, что и сейчас, – 250. Несомненно, кто-то из небольших операторских компаний будет уходить с рынка, но на их место обычно приходят другие.
Количество крупных и средних операторских компаний в отрасли будет снижаться по причине нацеленности крупнейших игроков отрасли не на увеличение своего вагонного парка, а на поглощение более слабых игроков. При этом малые операторы крупным неинтересны. Средние операторские компании больше других подвержены таким опасностям, как неспособность обслуживать кредиты и обязательства по лизингу, нежелание банков и лизинговых компаний идти навстречу среднему оператору. На них не распространяется действие правил: слишком большой, чтобы умереть, или слишком маленький, чтобы быть кому-то интересным.
При сокращении числа крупных и средних компаний количество малых операторов останется стабильным. Эти предприятия часто не обременены существенными финансовыми обязательствами, не имеют большого штата сотрудников, управляются в ручном, а не поточном режиме, применяют интересные технологические решения, позволяющие экономить расходы. И самое главное – малые операторы занимают ниши, не привлекательные для крупного бизнеса, но тем не менее требующие постоянного обслуживания.
Что касается крупных компаний, совершенно очевидно, что процессы слияния и поглощения будут продолжаться, поэтому можно прогнозировать сокращение числа ныне существующих крупных операторов, которых сейчас около 50, до семи-восьми компаний в ближайшие два-три года.
Второе направление развития операторского бизнеса – это когда государственные регуляторы начнут оказывать административное давление на рынок, в связи с чем ситуация может измениться. Как мы видим сегодня, Министерство транспорта планирует внести изменения в Устав железнодорожного транспорта, позволяющие искусственно создать единую саморегулируемую организацию операторов. По мнению членов Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава, создание такой организации уничтожит рынок малых и средних операторов, затруднит появление новых операторских компаний, так как вход на рынок будет заблокирован. Операторский рынок, по сути, может прекратить свое существование. Останутся три-четыре компании, которые будут доминировать во всех сегментах грузовых железнодорожных перевозок и устанавливать свои тарифы по согласованию с Антимонопольной службой. Поэтому на часто задаваемый вопрос о том, нужны ли операторам законодательные изменения, наша ассоциация готова ответить, что таких изменений не должно быть вообще.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 11.02.2020 |