18-11-13 / 2013
Новости отрасли
"Дать стимул производителям к переходу на новые технологии" - Сергей Калетин, заместитель гендиректора по техразвитию "ПГК"

Сергей Калетин, заместитель генерального директора по техническому развитию ОАО "ПГК"

Реализация механизма обязательности страхования ответственности при изготовлении и ремонте подвижного состава, в том числе с продлением срока службы, а также гражданской ответственности при эксплуатации подвижного состава с продленным сроком службы сегодня как никогда акутальна.

Напомню, что он разрабатывается во исполнение поручения вице-премьера РФ Аркадия Дворковича. Предполагается законодательно утвердить обязательность страхования гражданской ответственности изготовителя железнодорожного подвижного состава за его безопасную эксплуатацию на срок гарантийной ответственности. Такая же ответственность предусматривается для предприятия, выполнившего плановый вид ремонта подвижному составу, его деталям и запасным частям, за безопасную и безотцепочную эксплуатацию отремонтированных ими вагонов или его деталей и запасных частей на срок до следующего планового ремонта. Наконец, такую же ответственность предполагается возложить и на предприятие, выдавшее разрешение на продление срока службы подвижного состава, за безопасную эксплуатацию продленного ими подвижного состава.

Но по действующим нормативным документам предприятие-вагоностроитель, а также предприятие, производившее ремонт вагонов, предоставляет соответствующую гарантию в течение установленного гарантийного срока и соответственно при отказе технического средства по причине некачественного изготовления или ремонта в рамках действующего законодательства обязано возместить возникающий ущерб.

Кроме того, данные отношения зачастую регламентируются дополнительными договорными отношениями между владельцами вагонов и предприятиями-изготовителями или ремонтными предприятиями.

Аналогичная ситуация возникает при наступлении транспортного происшествия с грузовыми вагонами, при нарушении правил эксплуатации и повреждении вагона. Согласно положениям приказа, утвержденного Минтрансом, проводится соответствующее расследование, по результатам которого определяется виновник, обязанный ликвидировать последствия и возместить возникающий ущерб. Дополнительно необходимо учитывать, что большинство собственников подвижного состава и так страхует свое имущество на предмет повреждения или гибели, а также грузоотправителями страхуются отдельные перевозки.

Таким образом, обязательность страхования ответственности в большей мере будет являться механизмом минимизации затрат владельца инфраструктуры, который, кстати, тоже и так страхует инфраструктуру от нанесения ей ущерба.

Считаем, что вышеуказанное необходимо учитывать при разработке законодательного акта об обязательности страхования, чтобы не получилось перекрестного страхования или незастрахованных моментов.

Как вариант предлагаем обязывать страховать ответственность изготовителей литых деталей, чья продукция имела изломы и конструкционно выполненных по устаревшим чертежам, на весь их гарантийный срок.

В дополнительной мере это будет стимулировать изготовителей переходить на новые и инновационные технологии, минимизирующие возможность возникновения нарушений безопасности движения. А если предприятие не желает менять технологию, то при транспортном происшествии его страховщик будет обязан компенсировать весь возникающий ущерб. Однако, повторюсь, это надо соизмерять с действующим законодательством в области транспорта.

Учитывая, что тут перечислены не все возникающие вопросы, которые мы неоднократно озвучивали как с площадки НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава", так и с площадки НП "Объединение производителей железнодорожной техники", считаем, что в первую очередь необходимо проработать законодательное утверждение механизма добровольного страхования ответственности при изготовлении грузовых вагонов, а также добровольной гражданской ответственности при эксплуатации подвижного состава. При этом необходимо предусмотреть в данном законопроекте законодательное закрепление государственного регулирования цен и тарифов на услуги страховых компаний, базовых ставок страховых тарифов или методики их расчета, а также предусмотреть включение туда порядка подтверждения и выплаты страховых сумм и соответствующих требований к страховым компаниям. Кроме того, было бы целесообразным прописать в законе обязательство страховщиков направлять часть страхового фонда на мероприятия по повышению качества изготовления и ремонта грузовых вагонов, а также их эксплуатационной надежности. Это позволит отработать механизм страхования гражданской ответственности в реальном режиме, выявить все возникающие плюсы и минусы и учесть их в механизме обязательного страхования.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.11.13Дать стимул производителям к переходу на новые технологии