21-12-16 / 2016
Новости отрасли
Дальний Восток притягивает грузы

Несмотря на непростые экономические условия, в этом году удалось остановить отток грузов с железнодорожного на другие виды транспорта. Во многом именно это позволит завершить год с положительной динамикой погрузки, которая, по прогнозам, составит 0,6 к прошлогоднему уровню.

Характерными особенностями года стали увеличение средней дальности перевозок и рост грузопотоков в порты. Характерной особенностью года стало снижение внутригосударственных перевозок при одновременном росте экспорта, и в первую очередь в адрес дальневосточных и южных портов. К сожалению, уменьшилась в структуре погрузки и доля высокодоходных грузов.

Прежде всего это касается нефтепродуктов. Дело не только в умеренном росте внутреннего потребления. По данным Минэкономразвития, объем их экспорта в этом году уменьшится на 6,8%, что обусловлено снижением экономической привлекательности отправок за рубеж "темных" нефтепродуктов ввиду так называемого налогового маневра. В то же время объем экспортных поставок сырой нефти в этом году увеличится на 5%. Из-за уменьшения объемов нефтепереработки ОАО "РЖД" недосчиталось в этом году примерно 16 млн тонн высокодоходного груза.

Еще одной отличительной особенностью года можно считать рост средней дальности перевозок – до 1754 км, что обусловлено увеличением расстояния транспортировки в международном сообщении. Так, погрузка на экспорт через порты Дальневосточной дороги в ноябре возросла на 11,5%, что вызвано благоприятной конъюнктурой рынка в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особое внимание на этой дороге в ходе подготовки к зиме было уделено устранению недостатков на объектах инфраструктуры припортовых станций и погранпереходов. И как результат, в ноябре выгрузка экспортных грузов в местных портах и нефтебазах возросла к 2015 году на 8,7%, а грузооборот погранпереходов – на 12,4%. На дороге сообщили, что, например, на терминалах Восточного порта при перерабатывающих способностях 830 вагонов в ноябре ежесуточно выгружалось 909 вагонов, а в отдельные сутки и до 990. Тем не менее это привело к накоплению груза в вагонах в ожидании выгрузки, увеличению количества отставленных от движения поездов.

Между тем на дороге уже видны хорошие перспективы увеличения объема перевозок. Там рассчитывают основной прирост грузовой базы получить за счет развития мощностей угольной компании "Колмар". Уже в следующем году она планирует увеличить отгрузку угля с 3,5 до 5 млн тонн с дальнейшим поэтапным увеличением ее до 16 млн тонн в год. В связи с этим необходимо развитие инфраструктуры и совершенствование эксплуатационной работы. С целью сокращения объемов сортировочной работы и повышения эффективности использования вагонов на дороге предлагают формировать технические маршруты, а также создать пул собственников подвижного состава.

Увеличение средней дальности перевозки и дальнейшее наращивание грузопотоков в направлении Дальнего Востока обусловили и рост грузооборота на дорогах Восточного полигона. В ноябре на Восточно-Сибирской и Забайкальской дорогах он достиг 11,4%, на Красноярской – 6,3%, на Дальневосточной – 7,9%. Именно на этих дорогах отмечено наиболее существенное увеличение данного показателя и по итогам января – ноября.

Мы уже отмечали, что в ноябре удалось существенно повысить качество планирования погрузки, что позволило, в свою очередь, сократить долю прогнозной составляющей. При этом наилучший уровень планирования отмечен на Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской дорогах. Как отметили в Центральной дирекции управления движением, на дорогах, которые не справились с выполнением плана погрузки, оказался и наиболее низкий уровень подтверждения плановых объемов заявками грузоотправителей. Это относится прежде всего к Южно-Уральской и Московской магистралям. Отметим, что в прошлом месяце всей сети не удалось выполнить и план по строительным грузам. Потери достигли почти 1,5 млн тонн, что свидетельствует прежде всего об имеющихся недостатках в планировании на линейном и региональном уровнях.

В целом по сети выполнены все установленные задания по бюджетным показателям использования подвижного состава, в том числе по участковой скорости, среднему весу грузового поезда и среднесуточной производительности локомотива, все они демонстрируют положительную динамику по сравнению с уровнем 2015 года. При этом с заданиями удалось справиться не на всех дорогах. Так, основной причиной невыполнения на Красноярской магистрали бюджетного показателя по участковой скорости и производительности локомотива в ноябре стало увеличение протяженности участков, на которых скорости были ограничены.

В ноябре несколько снизилась точность выполнения расписания движения в пассажирском комплексе. В целом по сети на 0,6 процентных пункта снижен уровень выполнения расписаний пассажирских поездов по прибытию на станции назначения. Ухудшилось и выполнение расписаний пригородных поездов, причем по всем параметрам. При этом наибольшее количество задержанных поездов оказалось на дорогах европейской части страны – сказались неблагоприятные погодные условия, которые и вызвали отказы в работе технических средств. Но если оценивать итоги выполнения расписания пассажирских и пригородных поездов за год в целом по сети, то оно улучшено по всем параметрам, сократилось и количество опозданий поездов.

Отметим и заметный рост перевозок в пригородном сообщении. Существенное влияние на увеличение пассажиропотока сыграл запуск движения на Московском центральном кольце. В ноябре по нему ежесуточно перевозилось уже более 258 тыс. пассажиров (в октябре было более 217 тыс.). Заметно выросли и перевозки в дальнем следовании во время ноябрьских праздников. Всего поездами в тот период воспользовались 1 млн 300 тыс. пассажиров, что на 20% больше, чем в 2015 году. Однако в целом по ноябрю перевозки в данном сегменте остались на прошлогоднем уровне.

Как сообщили в ФПК, ключевым фактором для привлечения новых пассажиров является сокращение времени в пути следования и расширение географии курсирования скоростных поездов. В следующем году планируется увеличить размеры их движения на 14 пар, при этом пассажиропоток вырастет на 36%. Другим важным направлением станет увеличение перевозок в двухэтажных поездах. С 2017 по 2020 год планируется организовать более 20 маршрутов их курсирования, в том числе в скоростном режиме пропуска, по ценам ниже, чем в одноэтажных купейных вагонах.

Важным элементом остаются привлекательные ценовые предложения. Сегодня в систему динамического ценообразования включено 230 маршрутов (свыше 500 поездов дальнего следования), она охватывает весь дерегулируемый сегмент во внутригосударственном сообщении, за исключением социально значимых маршрутов. Развивается и система продажи проездных документов. Глубину продаж билетов планируется увеличить с 60 до 120 суток. На ряде маршрутов внедрение такого горизонта продаж возможно уже в 2017 году.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.12.2016