15-04-14 / 2014
Новости отрасли
Дальний уголь

Благодаря интенсивному развитию инфраструктуры РЖД в Восточном полигоне в последние годы возможности перед угольщиками по вывозу продукции в страны АТР значительно расширились. О непосредственном влиянии снятия инфраструктурных ограничений на погрузку говорят показатели работы крупнейшего в регионе Ванинского балкерного терминала.

Рекорды за инфраструктуру В последние годы объем перевозки угля на экспорт в Дальневосточный федеральный округ стремительно растет.

«В период с 2010 по 2013 год объем перевозки угля вырос более чем в 1,5 раза и в 2013 году составил 52,8 млн тонн. При этом большая часть экспортного угля ориентирована на страны Азиатско-Тихоокеанского региона», – отметил эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Слободяник.

По словам эксперта, в 2013 году более 40% экспортного угля в страны АТР было переработано Ванинским балкерным терминалом СУЭК (ЗАО «Дальтрансуголь», ДТУ).

О том, что перевозки продолжают расти, свидетельствуют показатели работы терминала в 2014 году: по итогам марта 2014 года Ванинский балкерный терминал погрузил на суда 1 млн 680 тыс. 256 тонн, а 1 апреля за сутки были отгружены 113 тыс. тонн угля. В компании отмечают, что это рекордные показатели погрузки за все время работы терминала. Таким образом, терминал полностью вышел на возможности годовой перевалки более чем 20 млн тонн, но мощности порта позволяют расти и дальше. Увеличение объемов перевалки связано с развитием угольного рынка и ростом спроса на твердое топливо в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в самом ДТУ отмечают, что рекорды их погрузки, безусловно, являются, кроме того, следствием проведенной в 2013 году модернизации оборудования порта, его качественной подготовки к эксплуатации в зимний период и развития железнодорожной инфраструктуры, ведь терминал имеет прямой выход на две независимые железнодорожные магистрали – Транссибирскую (Транссиб) и Байкало-Амурскую (БАМ), по которым он связан со всеми точками России.

«Очень довольны темпами роста пропускной способности Восточного полигона РЖД. Только благодаря тому, что РЖД провели строительство Кузнецовского тоннеля, обеспечив пропускную способность до 29 пар в сутки, Ванинский балкерный терминал СУЭК смог выгружать рекордные объемы. Надеемся, что и в дальнейшем РЖД за счет развития инфраструктуры будут способствовать росту грузоперевозок в порты Дальнего Востока», – сказал заместитель генерального директора, директор по логистике СУЭК Денис Илатовский.

Расшивка БАМа в помощь ОАО «РЖД» действительно в последние годы сделало упор на развитие железнодорожной инфраструктуры в Восточном полигоне. «Расшивается» участок БАМа с самой высокой загрузкой – это Комсомольск-на-Амуре – Высокогорная. Срок его реконструкции – 2016 год, но львиная доля работ уже выполнена. Прежде на этом участке действовал только Старый Кузнецовский тоннель длиной лишь 413 метров, в конце 2012 года вдобавок к нему был запущен в эксплуатацию новый Кузнецовский тоннель длиной 3,89 км, пролегающий в обход Кузнецовского перевала. Он позволил значительно расширить мощности и перевала, и напряженного участка Комсомольск-на-Амуре – Высокогорная.

«Кузнецовский перевал был одним из самых сложных участков восточного БАМа, для преодоления которого приходилось делить грузовые составы, чтобы снизить вес. Новый тоннель и железнодорожный обход Кузнецовского перевала позволяют перевозить ежегодно 29,7 млн тонн грузов», – рассказал начальник высокогорной дистанции пути Дальневосточной железной дороги Дмитрий Логинов.

Проведенные работы позволили увеличить скорость на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань почти на три километра в час и средний вес грузовых поездов – до 5600 тонн. Кроме того, среднесуточная производительность и средний пробег локомотива на этом полигоне стали выше, сократилось число используемых в работе локомотивов, отсюда экономия топлива и эксплуатационных расходов.

«Реконструкция тоннеля помогла увеличить пропускную способность данного участка. Это было барьерное место, мы везли меньший тоннаж груза: по старому тоннелю везли 4600 тонн, по новому везем 5600 тонн. При этом мы сократили эксплуатационные расходы на тепловозную тягу и увеличили провозную способность данного участка. Теперь есть возможность идти сквозными поездами без остановок для смены локомотива, целым составом до выгрузки в Ванино», – сказал Дмитрий Логинов.

Программа реконструкции этого сложного участка продолжает реализовываться: строятся разъезды, двухпутные вставки, ремонтируются действующие станции.

«Мы исключили ограничения скорости движения по лимитирующим перегонам, особенно там, где применялась и частично применяется сегодня технология подталкивания грузовых поездов локомотивами. По всем главным путям обеспечен безостановочный пропуск поездов повышенных веса и длины. К этой технологии шли пять лет», – отметил главный инженер Дальневосточной железной дороги Владимир Крапивный.

Модернизация инфраструктуры сразу сказывается на погрузке. В первом же полугодии после открытия нового Кузнецовского тоннеля, по данным Владимира Крапивного, на станцию Ванино под выгрузку было перевезено грузов на 32% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе рост объемов перевозок каменного угля составил 160%, нефти и нефтепродуктов — 100,9%, черных металлов — 383%. О незамедлительном влиянии снятия инфраструктурных ограничений на погрузку говорят и показатели работы Ванинского балкерного терминала, который сейчас обеспечивает примерно 70% грузоперевозок в направлении Ванино – Советская Гавань, за три года перевалка возросла более чем в полтора раза, и мощности порта позволяют расти дальше. Только в феврале этого года среднее число выгруженных вагонов в день составило 719, что эквивалентно 18 млн тонн. Все это хороший пример рационального развития инфраструктуры в стране.

Прогнозы По данным ИЭРТ, в соответствии с «Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» на период до 2020 года», принятой в апреле 2013 года, суммарные объемы перевозок грузов в сообщении с портами и сухопутными переходами Дальнего Востока вырастут к уровню 2011 года в 1,7 раз – до 127, 9 млн тонн, с наибольшим приростом ожидаются грузопотоки на подходах к Ванино-Совгаванскому транспортно-промышленному узлу: к 2015 году – с ростом в 2,3 раза, до 41,3 млн тонн, к 2020 году – в 3,2 раза, до 58, 1 млн тонн. Потенциал развития пропускной способности на этом участке – с 29 до 35 пар в сутки. Кроме того, научно-технический совет ОАО «РЖД» подтвердил повышение весовой нормы поездов до 6300 тонн с перспективой до 7100 тонн.

Программа на прирост На недавнем заседании правительства РФ «О долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года» министр энергетики Александр Новак заметил, что откорректированные прогнозные ориентиры добычи угля изменены в сторону повышения.

«Мы прогнозируем увеличение объемов добычи к 2030 году до 480 млн тонн в оптимистичном варианте, в том числе в Кузбассе – с 203 млн тонн до 238 млн тонн, в Байкальском регионе – с 37 млн тонн до 52 млн тонн, в Дальневосточном федеральном округе – с 33 млн тонн до 75 млн тонн, в Восточной Сибири без Байкальского региона угледобыча вырастет с 58 млн тонн до 90 млн тонн», – заявил Александр Новак.

Что касается экспорта, то в новой редакции долгосрочной программы развития угольной промышленности он вырастет на 70 млн тонн, при этом изменится соотношение в западном и восточном направлениях в сторону последнего. Отрасли поставлена задача не только сохранить позиции на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), но и увеличить долю российского угля с 6% до 15%.

«Весь прирост придется на восточное направление, в то время как поставки на атлантический рынок не изменятся. Увеличение поставок на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона связано, как известно, с быстрым ростом спроса. По прогнозам международных агентств, к 2030 году угольный рынок вырастет в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1,5 раза», – заметил министр энергетики.

Угольщики рассчитывают на развитие железнодорожной инфраструктуры. По словам министра энергетики, за счет развития железнодорожного транспорта на Восток будут направлены дополнительные объемы из Кузбасса – порядка 36 млн тонн, еще 50 млн тонн будет экспортироваться с новых российских дальневосточных проектов.

Что дальше Объемы вывоза продукции с месторождений полезных ископаемых Восточного полигона на 2020 год определены в размере 113,2 млн тонн ( по «Генеральной схеме развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» на период до 2020 года»), в связи с чем суммарный рост грузонапряженности на участках Транссиба прогнозируются в 1,1–1,2 раза к 2020 году, на участках БАМа – до 2,4 раза против уровня 2012 года.

«В настоящее время проходит этап дополнительного согласования возросших планов развития угольной отрасли. Поэтому имеющиеся проекты развития БАМа и Транссиба учитывают грузопотоки, запланированные в действующей редакции стратегии развития угольной отрасли», – сказал руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук.

По его словам, в случае увеличения прогнозируемых объемов перевозок угля на экспорт необходимо будет сделать соответствующие корректировки планов развития железнодорожного транспорта.

«Возможно, целесообразно проработать дополнительное технико-экономическое обоснование развития эффективных специализированных технологий перевозки угля с применением вагонов увеличенного габарита и грузоподъемности с увеличением веса поездов, с учетом затрат на модернизацию инфраструктуры транспорта общего и необщего пользования, локомотивного хозяйства, оценки эксплуатационных затрат высоконагруженной инфраструктуры и срока возврата инвестиций», – заметил он.

Развитие Восточного полигона сети железных дорог: перегон Междуреченск – Тайшет и расширение БАМа и Транссиба особенно выделены и в Стратегии развития угольной отрасли России, которая была утверждена председателем правительства на заседании 3 апреля. Первоочередные мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона – Транссиба и БАМа – для полного обеспечения перевозок определены по минимальному варианту с общей суммой инвестиций около 562 миллиардов рублей, из них средств государственной поддержки – 260,1 миллиарда, а инвестиционная составляющая ОАО «РЖД» до 2020 года – 301,6 миллиарда рублей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.04.2014