28-11-12 / 2012
Новости отрасли
Дальнему Востоку обещаны крупные инфраструктурные проекты в рамках программы по развитию транспортной системы России на 2013-2020 годы

Проект программы уже рассмотрен Правительством РФ. Дальневосточные предприниматели положительно оценивают программу, полагая, что она позволит расширить возможности региона. Аналитики с таким мнением соглашаются, однако считают, что в первую очередь средства необходимо направить именно на создание качественной ж/д и дорожной сети, что само по себе станет толчком для развития бизнеса.

Проект государственной программы по развитию транспортной системы России был рассмотрен на заседании Правительства, сообщили в правительственной пресс-службе. Рассказывая о программе, председатель Дмитрий Медведев сообщил, что в планах - к 2020 г. ввести в стране более 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий, построить и реконструировать порядка 14 тыс. км автодорог федерального и регионального значения, увеличить мощности портов на 356 млн тонн и значительно обновить подвижной железнодорожный состав. При этом часть мероприятий программы будет реализована на Дальнем Востоке. Среди приоритетных направлений развития железнодорожной структуры, по словам премьера, значится устранение инфраструктурных ограничений на подходах к портам и пограничным переходам, строительство железнодорожных линий в районах нового освоения севера страны, на Дальнем Востоке, Прибайкалье; развитие крупных железнодорожных узлов.

В частности, программа предусматривает комплексную модернизацию и строительство новых портовых терминалов, железных и автомобильных дорог и подходов, мостовых переходов и тоннелей, информационно-коммуникационной инфраструктуры транспортного узла на базе порта Восточный.

Отраслевая структура проекта на базе порта Восточный включает, в частности, строительство новых портовых контейнерных терминалов общей мощностью (поэтапно) до 10 млн TEU*(2) в год, припортового логистического контейнерного терминала, нового угольного терминала мощностью около 20 млн тонн в год, 3-й очереди существующего угольного терминала мощностью около 6 млн тонн угля в год, зернового перегрузочного комплекса мощностью около 3,5 млн тонн зерна в год; развитие ближних железнодорожных подходов и пр.

Общий объем финансирования - 127 752,3 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 23 366,2 млн руб.; внебюджетных источников - 104 386,2 млн руб.

Решение задач по комплексному развитию инфраструктуры и использование принципов логистики обеспечат снижение транспортных издержек в цене готовой продукции в среднем до 12% или больше, заявил на заседании министр транспорта Максим Соколов. "Мы рассчитываем, что экспорт транспортных услуг увеличится примерно в два раза, в том числе за счет объема транзитных перевозок, формирования единого пространства от Атлантического до Тихого океана и развития Северного морского пути", - заявил он.

Общий объем привлекаемых внебюджетных источников в рамках государственной программы составляет более 5 трлн руб. "Всего объем программы - 12,5 трлн, из них планируется 7,3 трлн - бюджетного финансирования и чуть меньше 50%, пять с лишним триллионов - это средства частных инвесторов, привлеченные как раз с использованием всех механизмов", - рассказал Максим Соколов. Однако он признал, что сумма, которую в программе будут составлять средства госбюджета, до конца еще не определена.

Дальневосточные предприниматели в целом положительно оценивают программу. По их словам, на настоящий момент состояние инфраструктуры и ценовая политика перевозчиков вынуждают грузоотправителей на Дальнем Востоке искать иные пути доставки продукции. "В 2011 году для отправки красной рыбы мы попытались освоить Севморпуть. В этом году популярной альтернативой становятся автомобильные трассы: в сравнении с ними железная дорога проигрывает и по качеству, и по скорости, и по цене перевозки", - рассказал председатель совета директоров ОАО "Преображенская база тралового флота" Сергей Саксин.

Генеральный директор ООО "Дальрыбпорт" Людмила Талабаева уверена, что с каждым годом автомобильная транспортная составляющая в перевозках дальневосточной рыбопродукции будет только расти. "В этом году рыба у нас отправилась по автомобильной дороге уже на Москву", - рассказала она. По ее мнению, "если сегодня не развивать железнодорожный рефрижераторный подвижной состав, уже в ближайшем будущем у нас может практически не остаться таких регионов, куда груз мы повезем рефсекциями". "Автомобилем это обойдется на порядок дешевле и быстрее", - заявила "Ъ" госпожа Талабаева.

Железнодорожники не отрицают существующих проблем и также считают программу необходимой и своевременной. "На сегодняшний день ж/д инфраструктура (станции, перегоны) не справляется с объемами перевозимого груза. Например, станция Находка-Восточная загружена больше чем на 100%", - говорит генеральный директор ООО "МП Трансазия Холдинг" Иосиф Гурджа. В регионе отсутствует необходимая железнодорожная инфраструктура, способная обеспечить рост и развитие бизнеса, считает он. "Увеличение пропускной способности ж/д станций, примыкающих к портам Восточный и Находка, создание благоприятных условий для перевозок - первоочередные задачи", - заявил господин Гурджа.

По мнению аналитика группы Метрополь Андрея Рожкова, данная программа является актуальной для Дальнего Востока, поскольку "в этом регионе сосредоточены узкие места железнодорожной инфраструктуры". Однако, по его мнению, в первую очередь необходимо подумать именно о развитии дорожной и ж/д сети, а не логистических центров как таковых. "В частности, средства программы могут быть направлены на строительство дополнительных путей для увеличения пропускной способности на участках Комсомольск-Сортировочный до Совгавани и на участке Бикин-Амурский залив - Смоляниново-Находка", - отметил аналитик и добавил, что регион "давно нуждался в инфраструктурном и транспортном ребрендинге".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ - Приморский край28.11.12ДФО пойдет своей дорогой