20-09-12 / 2012
Новости отрасли
Cтроительство угольного терминала и ж/д линии в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла»

В июле 2012 года состоялось важное для Мурманской области событие – подписано трехстороннее инвестиционное соглашение о строительстве угольного терминала и железнодорожной линии в рамках реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Актуальный прогноз по этапам реализации проекта МТУ дает заместитель губернатора Мурманской области, региональный координатор проекта партии «Единая Россия» «Санкт-Петербург – морская столица России» Алексей Тюкавин.

- Действительно, подписание данного инвестиционного соглашения означает переход к практической фазе реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Соглашение подписано между ФКУ «Ространсмодернизация», частным инвестором ООО «Морской торговый порт «Лавна» и правительством Мурманской области и предусматривает взаимодействие сторон при строительстве объектов федеральной собственности: железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива, базы портофлота, объектов частной собственности, то есть угольного терминала, и проведении дноуглубительных работ в акватории залива.

- Как будет осуществляться финансирование?

- Финансирование работ по объектам федеральной собственности предусмотрено ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы». По плану работы завершатся до 2015 года. К этому же времени должна быть запущена в эксплуатацию первая очередь комплекса по перегрузке угля мощностью 6 млн. тонн в год и железнодорожный подъезд к нему. В период с 2015 по 2018 год будут введены в эксплуатацию еще две очереди комплекса, которые увеличат его возможности по перегрузке до 18 млн. тонн в год. При этом частный инвестор ООО «Морской торговый порт Лавна» инвестирует в строительство угольного терминала 14,5 млрд. рублей.

Отмечу, что подписание данного инвестиционного соглашения является наглядным примером эффективности государственно-частного партнерства и взаимной заинтересованности участников Проекта в его скорейшей и успешной реализации.

- Насколько реализация проекта увеличит грузооборот порта Мурманска? Какую долю по объемам перевалки грузов займет МТУ среди портов Арктического бассейна?

- Судите сами: уже сейчас морской порт Мурманск входит в десятку наиболее крупных морских портов страны по объемам перевалки грузов и является самым крупным морским портом Арктического бассейна. По данным на 2011 год суммарный грузооборот всех портов Мурманской области превысил 30 миллионов тонн. Проектная мощность угольного терминала на западном берегу Кольского залива составит 18 миллионов тонн в год. То есть реализация даже только одного этого проекта позволит значительно увеличить грузооборот и укрепить позиции морского порта Мурманск на рынке оказания портовых услуг.

- Вопрос о рабочих местах – сколько их будет создано в рамках МТУ? Как планируете привлекать кадры?

- Предварительная потребность в персонале для строительства угольного терминала на западном берегу Кольского залива до 2018 года - 1000 рабочих мест, а на период эксплуатации с 2015 года – 600 рабочих мест, из них 420 мест для местного населения.

- Помимо проекта МТУ, какие еще транспортные проекты являются приоритетными для региона?

- На сегодняшний день это проект «Арктическая гавань». Его реализация запланирована в рамках подготовки к 100-летию города Мурманска, направлена на развитие пассажирской инфраструктуры морского транспорта и позволит увеличить поток туристов, главным образом, иностранных граждан, прибывающих в регион морским транспортом - на паромах и круизных судах.

Проект планируется реализовать на базе существующего морского вокзала на основе государственно-частного партнерства. Здание морского вокзала, пирс дальних линий и прилегающая территория находятся в федеральной собственности. Распоряжается данными объектами ФГУП «Росморпорт». Летом текущего года уже началась реконструкция пирса дальних линий. Частный инвестор будет участвовать в реконструкции здания морского вокзала и создании сопутствующей инфраструктуры. В настоящее время ведется работа по заключению соответствующего инвестиционного соглашения.

Подробнее проект будет представлен на конференции «Транспортно-транзитный потенциал» Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» в рамках доклада о роли транспортного комплекса Мурманской области в развитии и освоении Арктики. «Арктическая гавань» по своей значимости для Мурманска вполне может стать неким аналогом Санкт-Петербургского пассажирского порта «Морской фасад».

- Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние мурманских портов с точки зрения износа техники, пропускной способности? Каковы объемы перевозок в области, динамика развития?

- Безусловно, существует необходимость модернизации портовых мощностей и увеличения пропускной способности железной дороги. Практически все грузы, идущие на экспорт через морские порты, поступают из регионов России железнодорожным транспортом. Поэтому недостаточное развитие железнодорожной инфраструктуры на дальних и ближних подходах к порту Мурманск сдерживает дальнейшее увеличение объемов перевалки российских грузов в порту.

По итогам 2011 года грузооборот портов Мурманской области составил, напомню, более 30 миллионов тонн. Учитывая реализацию проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» и связанное с этим прогнозируемое увеличение грузооборота порта Мурманск, необходимо строительство дополнительных путей на однопутных участках железнодорожного узла Волховстрой-Беломорск-Мурманск и Обозерская-Беломорск-Мурманск, а также развитие железнодорожных станций.

- В конце июля президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании федерального государственного учреждения «Администрация Северного морского пути». Эта инициатива была озвучена в рамках мероприятий Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России». На Ваш взгляд, что принципиально изменит создание Администрации?

- С созданием Администрации наконец-то появится легитимный орган управления движением на трассе Севморпути, организация, которая будет непосредственно отвечать за поддержание на всем протяжении трассы надлежащей инфраструктуры, обеспечение безопасности мореплавания и проведение мероприятий по охране и предотвращению загрязнений окружающей среды в арктических морях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Региональное отделение Единой России - Ямало-Ненецкий автономный округ19.09.12Морской порт Мурманск укрепляет позиции