06-06-17 / 2017
Новости отрасли
Cовременные технологии изменят перевозочный процесс

Анатолий Хижняк, начальник отдела информационных технологий и автоматизированных систем управления Центральной дирекции управления движением. Большинство используемых в ОАО "РЖД" автоматизированных систем были введены в эксплуатацию еще в прошлом десятилетии. Это автоматизированные системы оперативного управления перевозками (АСОУП), управления станцией (АСУ СТ), ведения и анализа графика исполненного движения поездов "ГИД Урал-ВНИИЖТ", управления местной работой (АСУ МР) и еще более 100 различных программ.

До недавнего времени автоматизация в бизнес-процессах осуществлялась "лоскутами", она выполняла отдельные задачи, зачастую не увязывая процессы друг с другом. Основной упор делался на получение справочной или отчетной информации. Таким образом, мы накопили огромные объемы информации по операциям с поездами, вагонами, локомотивами, бригадами и получили необходимую для формирования управляющих решений аналитику.

Однако в современных реалиях, когда от компании требуются гибкость и скорость реакции на изменяющиеся условия рынка грузовых перевозок, этого уже недостаточно. Назрела необходимость системной автоматизации производственных процессов – пора осуществить переход от информационного режима автоматизированных систем к функциям выработки управляющих решений, то есть внедрить "интеллект" в автоматизированные системы.

В связи с этим в ОАО "РЖД" было принято решение о разработке интеллектуальных систем и с 2012 года ведется создание единой Интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ). Главная задача – получить автоматизированные комплексы, выполняющие планирующие функции и функционирующие на общей, доступной для всех задач базе данных. Только таким путем мы сможем получать оптимальные и непротиворечивые решения.

Основные работы в рамках создания этой системы начали выполняться с 2015 года, когда их взяли под личный контроль первый вице-президент ОАО "РЖД" Анатолий Краснощек и вице-президент – начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов. Под их патронатом в ОАО "НИИАС" было создано проектно-конструкторское технологическое бюро (ПКТБ), которое возглавил один из работников Центральной дирекции управления движением – Андрей Аникин. На ПКТБ в первую очередь была возложена задача технологической проработки реализуемых в системе решений.

Внедряя систему ИСУЖТ в наш производственный цикл, зачастую мы не просто идем по пути автоматизации существующей технологии работы, но и изменяем ее. Это обусловлено в том числе и потребностью в новых технологических решениях при переходе к полигонным принципам управления перевозочным процессом. Особенно ярко это видно на примере комплекса задач разработки нормативного и вариантного графиков движения поездов.

Основные отличия разработки нормативного графика с использованием программно-технического комплекса ИСУЖТ заключаются в том, что она ведется централизованно и одновременно для всего полигона, при этом прокладка "ниток" поездов всех категорий производится автоматически под контролем технологов из отдела графика движения поездов.

Другим новым элементом в организации производственного процесса является принципиально новый подход к разработке и согласованию плана проведения "окон" в границах полигона. Новая технология позволяет в автоматическом режиме наиболее эффективно сформировать створ "окон" для ремонтно-путевых работ и одновременно с этим максимально использовать пропускную способность участков полигона. При этом наиболее длительные "окна" располагаются на всем полигоне построения графика в едином створе (в соответствии с оптимальным планом предоставления "окон"), а "окна" меньшей продолжительности размещаются во временном промежутке между сформированными "пакетами" поездов. Итогом работы подсистемы является сформированный на каждые сутки вариантный график движения поездов.

Сейчас эти компоненты интеллектуальной управляющей системы проходят стадию тестирования, опытной эксплуатации и будут введены в эксплуатацию в текущем году на Восточном полигоне.

Как известно, в прошлом году в Иркутске был создан Центр управления перевозками Восточного полигона – единый центр ответственности в вопросах управления эксплуатационной работой в границах четырех дорог общей протяженностью более 12,5 тыс. км, на котором насчитывается свыше 2,5 тыс. станций. В общем диспетчерском зале установлены три табло коллективного пользования, на которых в режиме реального времени контролируются основные показатели и производственные процессы работы всего полигона. В текущем году ведется дальнейшее развитие полученного функционала с целью получения элементов прогнозирования сбоев в эксплуатационной работе для своевременного выполнения необходимых корректировок.

Этим развитие системы ИСУЖТ не заканчивается. На Восточном полигоне начинается внедрение современных систем диспетчерского управления, в том числе там, где имеются современные устройства диспетчерской централизации, будет реализована функция автоматической установки маршрута проследования поезда по станции. Ведутся работы по автоматизации сменно-суточного планирования работы в границах полигона. Для логистического центра полигона предусматривается автоматизация формирования плана подвода поездов с учетом складывающейся поездной обстановки, положения в портах и на паромной переправе Ванино – Холмск. Таким образом, с использованием современных систем будут реализованы новые принципы полигонного планирования эксплуатационной работы.

Программой развития вертикали управления движением, помимо дальнейшего развития системы ИСУЖТ, предусмотрены разработка и внедрение современных систем автоматизации станционных процессов, техническое и технологическое перевооружение ДЦУП, внедрение систем технологического электронного документооборота, электронной подписи и мобильных устройств в производственный цикл. Все это в дальнейшем значительно изменит существующую модель перевозочного процесса, повысит качество оказываемых услуг, обеспечит более высокую эффективность производственной деятельности и создаст резервы для дальнейшего повышения объемов работы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.06.2017