21-10-15 / 2015
Новости отрасли
Чужой размер

Министерство транспорта добилось внутриведомственного согласования и внесло в протокол заседания российско-китайской правительственной транспортной подкомиссии пункт о возможности постройки на территории России от пограничного пункта Махалино до порта Зарубино колеи 1435 мм для ускорения транспортировки китайских грузов. В ОАО "РЖД" "Гудку" сообщили, что пока не поддерживают эту инициативу.

"Сумма" предлагает построить на Дальнем Востоке участок железной дороги с колеей 1435 мм. О том, что вопрос о строительстве "узкой" колеи поднимался на совместном 19-м заседании подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, которая состоялась в конце августа в Сиане, сообщил во время заседания одной из секций Восточного экономического форума (ВЭФ) заместитель министра транспорта Алексей Цыденов. "Мы поддержали это предложение и считаем целесообразным, чтобы на направлении Махалино – Зарубино у нас была "узкая" колея. Это дает, во-первых, сокращение времени, удешевление всех процедур, а во-вторых, большую доступность российского порта для различных китайских отправителей, не создаст пробки при перегрузке на границе, – пояснил замминистра транспорта. – Думаю, это будет ярким примером развития транспортной инфраструктуры, которая даст мощный толчок развитию региона в целом и интеграции России в АТР". По его словам, проект имеет абсолютно реальные перспективы и короткие сроки окупаемости. Железнодорожный участок от погранперехода Хуньчунь (Китай) – Махалино до припортовой станции Сухановка (Зарубино) протяженностью около 60 км является ключевым звеном международного транспортного коридора (МТК) "Приморье-2". В этом году здесь прошел тестовый контейнерный поезд. Контейнеры после перегрузки в Зарубине (на территории ООО "Морской порт в бухте Троицы") отправились морем в южнокорейский Пусан. Весь путь занял трое суток, что, по мнению министра транспорта Максима Соколова (который на пленарном заседании форума также поддержал проект колеи 1435 мм), является очень хорошим конкурентоспособным результатом. Предполагается, что объем грузопотока с китайской стороны составит более 60 млн тонн, а для этого и нужно развить железнодорожную инфраструктуру. Ориентировочная стоимость развития инфраструктуры коридора "Приморье-2" составляет 30 млрд руб. Как отметил вице-президент Industrial and Commercial Bank of China Хонгли Чжан, от создания совмещенной колеи на участке Махалино – Зарубино получат выгоду китайские провинции, в первую очередь Цзилинь, которая "обладает колоссальным потенциалом". На колее 1435 настаивает и группа "Сумма", которой принадлежит порт Зарубино. Но от официальных комментариев там отказались. "Когда мы говорим о транзите китайских грузов, то одно из преимуществ здесь – это скорость доставки грузов и в целом эффективность логистических цепочек, в том числе через решение проблемы в разнице ширины железнодорожной колеи в Китае и России, – говорит источник в группе "Сумма". – Китай подтверждает большой грузопоток в направлении Зарубино. С учетом этого грузопотока логично задуматься о варианте единой ширины колеи из Китая до порта. И в данном случае мы получаем хорошую возможность за счет китайских грузов окупить строительство стивидорных мощностей и предложить их в том числе и российским компаниям". Как полагает источник, вопрос о том, будет ли железная дорога построена российской стороной и будет ли она на балансе РЖД, еще не прорабатывался, гораздо важнее принципиальное решение о ширине колеи, которое разумно и способно существенно повысить эффективность всего проекта. Тем не менее экономическую эффективность проекта, очевидно, еще следует просчитать. Как говорит генеральный директор Института экономики и развития транспорта ОАО "РЖД" Федор Пехтерев, компания всегда давала отрицательное заключение на "узкую" колею. "Сейчас количество китайских и российских вагонов на наших территориях примерно одинаково, и здесь баланс платы на уровне нуля, – говорит Федор Пехтерев. – Однако если будет построен участок колеи 1435 по направлению к Зарубину, то китайских вагонов станет гораздо больше и нам нужно будет платить за их использование на нашей территории". Разумеется, при этом встают вопросы технического, технологического, нормативно-правового характера, необходимость увязать различные регламенты и Правила технической эксплуатации (ПТЭ). Пока, как сообщил губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, по коридору "Приморье-2" никаких решений не принято и потенциальных инвесторов нет, хотя российско-китайские группы по их поиску созданы. "Есть поручение полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева разработать концепцию и определить грузопотоки. Бюджетные возможности ограничены, и за счет бюджета мы эти коридоры будем строить очень долго, – говорит глава региона. – А нам они нужны максимально быстро – за 3–5 лет. Сейчас идет изучение и уточнение транспортной модели, после чего мы будет выходить на инвесторов. Как правило, это инфраструктурные фонды, которые занимаются вложениями с малой доходностью в базе".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.10.2015