16-01-19 / 2019
Новости отрасли
Что тормозит железнодорожную сеть

На сети РЖД увеличились простои вагонов. На подходах к морским портам – брошенные поезда. Что делать в такой ситуации – своим мнением об этом мы попросили поделиться председателя НП ОЖдПС Андрея Соболева. – Андрей Владимирович, в ОАО "РЖД" предложили ряд мер, направленных на улучшение оборота вагона. В частности, повысить плату за размещение порожних вагонов на путях общего пользования вне перевозки и штрафы. Насколько актуально сейчас принимать подобные меры?

– Тема сама по себе заслуживает внимания. Добиваться снижения оборота вагона необходимо. И в данном случае перевозчику целесообразно действовать во взаимодействии с операторами. Однако если говорить о брошенных поездах, то тут возникает больше вопросов к перевозчику.

Ведь это касается сроков доставки. Перевозчик обязуется доставить груз вовремя – согласно времени, указанному в договоре с клиентом.

Давайте искать способ, как этого добиться, а не переводить стрелки на других участников рынка. Всем известна практика заключения с клиентами дополнительных соглашений, в которых грузоотправителей, по сути, уговаривают согласиться на продление установленных сроков доставки.

Давайте не будем затягивать процедуры, связанные с оформлением вагона: сейчас перевозчик начинает эту процедуру, когда вагон уже заводят в состав поезда. Это тоже способ уйти от ответственности и переложить ее на оператора. Если затрагивается вопрос об ответственности, то следует все расставить на свои места.

– В ОАО "РЖД" дали понять: вагоны накапливаются на путях общего пользования вне перевозки, потому что в ряде случаев их держат операторы в ожидании более выгодных клиентов. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Крупные операторы могут накапливать партии вагонов, чтобы собрать пул для перевозки. В нашей ассоциации – небольшие компании. У них каждый вагон на счету: операторы стремятся быстрее его пристроить под перевозку. Если вагон стоит – это убыток.

Конечно, оператор может выбирать, какой договор для него выгоднее. Но никто не стремится затягивать этот процесс. Нередко еще перевозка не завершена, а уже известно, куда направят подвижной состав в дальнейшем.

Вместе с тем вагон может застрять в ожидании осмотра, подачи маневрового локомотива или локомотивной бригады на промежуточных и сортировочных станциях. Причины могут быть разные.

– Порожний вагон могут и отцепить в ремонт…

– Здесь тоже приходится сталкиваться с простоями. И чем больше отцепок в ремонт, тем дольше вагоны стоят в ожидании ремонта. Например, из-за дефицита запчастей. Этот фактор сейчас довольно сильно влияет на оборот вагона.

Кроме того, на сети все больше появляется вагонов-доноров, с которых снимают запчасти, чтобы поставить на другой подвижной состав. А значит, опять-таки вагоны больше простаивают.

Можно принять меры, которые смягчили бы дефицит деталей. В частности, колес. Но пока мало что меняется.

– Многие грузоотправители сетуют, что сеть сейчас едет не очень хорошо. Почему?

– С этим и следует разобраться. Необходим комплексный анализ, почему образуются брошенные поезда. По-видимому, причина – в особенностях формирования грузопотоков. Плюс свои поправки вносит зима и снег. Вагоны могут стоять еще и потому, что сейчас не сезон для некоторых номенклатур.

– Какие последствия могут быть от повышения платы за размещение порожних вагонов на путях общего пользования?

– Кому-то придется за это заплатить. А дальше реакция пойдет по цепочке. Операторы будут искать способы снижения затрат. Например, попытаются разместить вагоны на путях необщего пользования.

Плату можно повысить. Но не столь радикально, как сейчас предлагается сделать. В этом случае последствия для клиентов окажутся негативными. В конечном счете на них лягут дополнительные расходы операторов. Они же не могут уйти в убыток.

– Но, может быть, найдутся более эффективные схемы управления вагонными парками?

– Какие-то резервы можно найти. Например, есть простои под грузовыми операциями – тут есть, над чем подумать и что оптимизировать.

Однако глубокие перемены требуют совместных решений перевозчика и операторов. Поэтому необходимо, чтобы и их ответственность была пропорциональной. Если ужесточить обязанности операторов, то одновременно следует усилить и правила для перевозчика.

Ведь в конечном счете при оказании услуги железнодорожной перевозки для клиента важен не столько оборот вагона, сколько соблюдение срока доставки. На этот результат и следует ориентироваться.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру16.01.2019