29-03-11 / 2011
Новости отрасли
Что мешает сполна использовать транзитный потенциал страны?

В минтрансе проходят последние согласования закона о транзите. Закона долгожданного, поскольку начиная с 2004 года многие транспортные проекты России ориентированы на развитие ее транзитного потенциала. Однако если смотреть на Транссиб как на самый короткий маршрут, соединяющий Юго-Восточную Азию с Европой, считает президент ЕвроАзиатской логистической ассоциации Николай Титюхин, то пока мы можем говорить именно о потенциале, поскольку реально грузопотока здесь не наблюдается.

- Николай Федорович, почему же Транссиб не используется на все сто?

- Для этого несколько причин, и главная - незаинтересованность товаропроизводителей Юго-Восточной Азии использовать сухопутный маршрут. Хотя преимуществ у него достаточно много, и главное - сокращение времени доставки грузов более чем в 2 раза по сравнению с морем. И когда сегодня компании автопроизводители робко приходят на Транссиб, они требуют - и абсолютно правильно - гарантий доставки точно в заданное время.

К сожалению, скорость прохождения Транссиба пока оставляет желать лучшего. Да, здесь были показательные рейсы, когда в сутки поезд проходил до 1000 км. Однако делать это регулярно не позволяют пропускные возможности.

Следующее преимущество Транссиба - низкий уровень политических рисков. Это маршрут, на котором действуют единые правила и законы одного государства - России. Но у нас нет закона о транзите, он сейчас только готовится. И потом: кто будет оператором на маршруте транзитных грузов? Сегодня в РЖД говорят о возможности создания логистических операторов, которые будут нацелены на сопровождение транзитных грузов. Но пока это решение носит характер завтрашнего дня.

- Конкурентоспособность маршрута, наверное, зависит не только от этого?

- Безусловно, на объем транзита влияют и пропускные способности железнодорожных, автомобильных, морских пунктов пропуска. Но чтобы увеличить мощность пунктов пропуска быстро, нужны инвестиции, и в этом должны быть заинтересованы и органы власти. Плюс правильное формирование тарифов, потому что сегодня ставки, по которым работают контейнерные компании перевозчики, только отпугивают иностранных грузовладельцев. Нельзя недооценивать и использование современных информационных технологий. Но не ведомственных, а межведомственных. У нас хорошие АСУ имеют РЖД и ФТС, однако они мало контачат между собой. А нужна именно межведомственная информационно аналитическая система, которая позволяла бы предоставлять услуги государственных контрольных органов быстро, в электронном виде, с использованием предварительного информирования о перевозимых грузах.

У РЖД есть проект "Транссиб за 7 суток", есть понимание, что надо делать. Тут и создание электронного документооборота, и современной транспортно-логистической инфраструктуры, и нормативно-правовое регулирование, тарифное регулирование, понятны все узкие места. Проблема в реализации из-за отсутствия ресурсов. Хотя вопрос здесь стоит о конкурентоспособности страны.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Российская бизнес газета29.03.11Пропускная неспособность