30-10-13 / 2013
Новости отрасли
Что даст отрасли отмена тарифного регулирования грузоперевозок по железной дороге на маршрутах до 1 тыс. км?

Александр Гусев, заместитель начальника тарифной политики перевозочных видов деятельности, начальник отдела ценового регулирования грузовых тарифов ОАО "РЖД":

- Такой шаг позволит железнодорожникам адекватно реагировать на вызов автомобильного транспорта, повысит конкурентоспособность РЖД по отношению к нашим коллегам-автомобилистам. И надо отметить, что в этом случае мы говорим не только о привлечении грузов, но и об охране окружающей среды, так как речь идет о переходе грузопотока на более экологичный вид транспорта. А если учесть, что в настоящее время активно ведется работа по созданию сети платных автодорог, железнодорожный транспорт станет еще более привлекательным для клиентов.

Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ:

- Эффективность данной меры носит ограниченный характер. Дерегулирование тарифов на небольшие пояса дальности перевозок позволит несколько снизить стоимость перевозок и привлечь лишь некоторую часть груза в ограниченном масштабе. Однако конкурирующие виды транспорта будут выигрывать межтранспортную конкуренцию по другим параметрам, которыми железнодорожникам также следует заниматься. В частности, речь идет о сквозных сроках доставки, которые на железной дороге достаточно длительные, и, несмотря на более дорогостоящую перевозку автомобильным транспортом, грузовладельцы выбирают его. Поэтому в целях повышения конкурентоспособности железной дороге необходимо реализовывать задачи, направленные на снижение сквозных сроков, удовлетворение ограниченных потребностей клиента как по подвижному составу, так и по ценовым параметрам оплаты. К примеру, автотранспорт в серьезном объеме кредитует грузовладельца, производя расчет по факту доставки груза. То есть, кроме тарифов, на повышение конкурентоспособности влияет множество иных параметров.

Виктория Герами, заведующая кафедрой управления логистической инфраструктурой факультета логистики НИУ ВШЭ:

- Тариф - это механизм регулирования в отрасли. Поэтому на него влияет все - налогообложение, эффективность работы в отрасли. Чтобы данная мера положительно сказалась на отрасли, это должен быть комплекс мер. В этом случае на участках до 1 тыс. км железнодорожные перевозки смогут реально конкурировать с автомобильным транспортом, сферой использования которого являются данные расстояния. Тогда регулировать эти тарифы будет рынок.

При этом нельзя просто отменить госрегулирование тарифов. Следует вводить дополнительные меры. К примеру, если снизить налогообложение на инновационные вагоны, то можно увеличивать налоговую нагрузку на обычные вагоны на ту же величину.

Фарид Хусаинов, заместитель председателя НП ОЖДПС:

- Отмену нижнего ограничительного предела инфраструктурной составляющей тарифа для перевозок на расстояния менее 1 тыс. км можно оценить как правильное предложение. На этих расстояниях наиболее сильна конкуренция с автомобильным транспортом. Но необходимо иметь в виду, что конкуренция со стороны автотранспорта обычно касается дорогостоящих грузов 3-го тарифного класса, для которых вопрос цены не так важен, здесь важнее скорость, сроки доставки, сервис. С одной стороны, бояться, что из-за снижения железнодорожных тарифов автомобилисты останутся без работы, не стоит. Вместе с тем, если тарифы на короткие расстояния будут снижены, это в любом случае полезно, так как от этого выиграют, во-первых, РЖД, поскольку смогут хотя бы отчасти привлечь не низкодоходные грузы первого тарифного класса, а высокодоходные грузы третьего класса, а во-вторых, выиграют грузоотправители, у которых расширится свобода выбора.

Сергей Парсегов, директор департамента управления инвестиционными проектами ООО "Покровка финанс":

- В настоящее время большинство высокомаржинальных для РЖД видов грузов на расстояния до 2 тыс. км целесообразнее доставлять автотранспортом. Уход высокомаржинальных грузов на автотранспорт происходит по ряду причин. Есть объективные - невозможность доставки "от двери до двери", неизбежная погрузка-разгрузка ложится на меньшее расстояние (до 1 тыс. км), низкие по сравнению с Европой плата за проезд по автодорогам и цена дизто-плива. Другие причины зависят от РЖД - виновата сложная процедура оформления груза, отсутствие гарантии сроков доставки, отсутствие гарантии вывоза (из-за "узких мест" инфраструктуры), негибкое тарифное регулирование. Предлагаемые меры направлены только на последний и не самый важный фактор.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.10.13Вопрос дня