12-08-14 / 2014
Новости отрасли
ЧП, вызвавшее споры о продлении срока службы вагонов, спровоцировали РЖД - заключение

Неудовлетворительное содержание пути "Российскими железными дорогами" (РЖД) и дефекты, допущенные вагоноремонтным предприятием "дочки" монополии, привели к аварии в Амурской области, вызвавшей дискуссию о влиянии на безопасность движения вагонов с продленным сроком службы.

"Случай, связанный с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, классифицировать как сход подвижного состава в грузовом поезде и отнести по ответственности за ерофейпавловичской дистанцией пути забайкальской дирекции инфраструктуры (подразделение ОАО "РЖД" (MOEX: RZHD) - ИФ)", - говорится в техническом заключении по случаю инцидента, составленного на следующий день после ЧП. Документ был размещен на сайте управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) РФ. В состав специально созданной комиссии входили представители Ространснадзора, РЖД и "дочки" монополии - ОАО "Вагонная ремонтная компания - 2" (ВРК-2).

Решение было вынесено после осмотра пути и его промеров, а также расшифровки прохода путеобследовательской станции. "Совместив (оценки - ИФ) с фотоматериалами, комиссия считает, что из-за дефектности шпал в сочетании с уширением рельсовой колеи до 1546 мм (стандарт - 1520 мм - ИФ) и грубейшими отступлениями от норм капитального ремонта вагона произошла раскантовка упорного рельса без провала колес внутрь колеи, с дальнейшим сходом тележки 7-го вагона, а также впереди идущего и следующих 14", - говорится в документе.

Как сообщалось ранее, в ходе инцидента на станции Ерофей Павлович в Амурской области с рельсов сошли 16 вагонов с углем (всего в составе следовало 67 вагонов). Жертв и пострадавших нет. Авария не повлияла на график движения поездов. Министерство внутренних дел РФ в качестве предварительной версии называло причиной схода "излом рельса железнодорожного пути".

Согласно техническому заключению, последний промер пути производился в июле, выдано 21 замечание, в частности, в районе схода обнаружены 4 негодные шпалы и расширение колеи до 1543 км. Ни одно из отступлений устранено не было. Месячный комиссионный осмотр станции Ерофей Павлович проведен 1 августа. Замечаний по содержанию пути не было выявлено. Последняя проверка средствами дефектоскопии производилась 10 июля, дефектных рельсов не выявлено. 18 июня при проходе вагона-путеизмерителя путь оценен "удовлетворительно". При ручной расшифровке 6 августа также было выявлено расширение колеи до 1546 мм.

Кроме того, отмечается, что сошедший с рельсов вагон принадлежит ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК), построен в 1987 г. ОАО "Крюковский вагоностроительный завод". Капитальный ремонт прошел 27 июня 2014 г. в депо Аскиз (Хакасия, актив "ВРК-2"). Вагону продлен срок службы до 31 июля 2015 г. При осмотре вагона отступлений от требований инструкции по техническому обслуживанию не выявлено. Однако при обмере узлов и деталей найден десяток отступлений от требований к капитальному ремонту грузовых вагонов. Также нарушения при ремонте найдены и в другом сошедшем с рельсов вагоне, который принадлежал ОАО "НТК-Вагон" и арендовался ПГК. Он был построен в 1983 г. "Уралвагонзаводом" (УВЗ), последний плановый ремонт проходил в 2013 г. в депо Кавказская (г.Кропоткин, Краснодарский край, актив "ВРК-2"), текущий - в июле 2014 г. в депо Тайга (Кемеровская обл., актив ОАО "ВРК-1") из-за отгиба опорной площадки упора крышки люка. Вагону также был продлен срок службы до 1 марта 2016 г.

Инцидент вызвал дискуссию о влиянии на безопасность движения вагонов с продленным сроком службы. Некоммерческое партнерство "Объединение вагоностроителей" (ОВС, среди учредителей - УВЗ) заявило, что авария свидетельствует о "недопустимости бесконтрольно продлять срок службы вагонов". Кроме того, по мнению ОВС необходимо минимизировать риски происшествий, сокращая на ж/д сети число "аварийных вагонов" и "наводя порядок в сфере ремонта". Партнерство было поддержано и министерством промышленности и торговли РФ.

В то же время, РЖД опровергли заявления о том, что грузовые вагоны с продленным сроком службы не соответствуют нормам безопасности и приводят к росту аварийности. "Продление срока службы грузовых вагонов при плановых видах ремонта не оказывает влияния на безопасность движения. Транспортные происшествия происходят в основном из-за неисправности литых деталей тележки, автосцепных устройств, колесных пар", - отмечала компания, подчеркивая, что "практически все отказы произошли с деталями, не отработавшими назначенный изготовителем срок службы".

Во вторник на заявление ОВС отреагировала и глава Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (объединяет небольших владельцев вагонов) Ольга Лукьянова. "Мы видим официальное техническое заключение, где в качестве причины схода подвижного состава указывается сочетание таких факторов как "дефектность шпал", "уширение рельсовой колеи" и "отступление от норм капитального ремонта". Виноваты службы, ответственные за содержание пути и вагоноремонтное предприятие. Причем здесь продление сроков службы?", - написала она в своем блоге.

"Для отечественных вагоностроителей сами собой создались прекрасные условия для организации сбыта своей продукции: конкуренты в лице украинских вагоностроителей побеждены, продление сроков службы вагонов усложнено до невозможности, технические регламенты Таможенного союза нацелены на защиту российских производителей вагонов от соперничества с производителями из других стран. Нет, они продолжают давить на общественное мнение, требуя изгнать с рынка остатки конкуренции. Если судить по сайту ОВС, то складывается впечатление, что это объединение создано вовсе не для популяризации инновационного подвижного состава, не для поиска решений по повышению безопасности и удобства при использовании вагонов, а для расчистки рынка от всех не входящих в эту организацию производителей грузовых вагонов", - выразила неудовлетворение О.Лукьянова.

Как сообщалось ранее, со 2 августа вступил в силу Технический регламент Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана, который предполагает продление срока службы вагонов в России с условием их модернизации и сертификации. До этого правительство РФ издало постановление об обязательной сертификации грузовых вагонов, прошедших продление срока службы (от 31 июля).

Служба финансово-экономической информации

business@interfax.ru

finance@interfax.ru

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.08.2014