09-12-09 / 2009
Новости отрасли
Члены Общественной палаты одобрили основные положения Целевой модели рынка железнодорожных перевозок до 2015 года и предложили особое вн...

Поддержав инициативы ОАО "РЖД", Общественная палата задалась вопросом уровня рентабельности компании. Сегодня он составляет 1-2%, что слишком мало и несопоставимо с теми огромными объемами средств, которые необходимо вкладывать в развитие инфраструктуры.

И именно этот момент должен учитываться в первую очередь при принятии дальнейших решений по поводу реформы отрасли.

"За последние годы в инфраструктуру недовложили огромные средства, и теперь годовой объем инвестиций должен быть на уровне 500 млрд. руб.,- подсчитал директор консалтинговой компании АТ Kearney Евгений Богданов. - Однако и у ОАО "РЖД" нет собственных средств для решения этой задачи, поэтому государство должно сделать выбор: или устанавливать высокие тарифы, или держать их на сравнительно низком уровне, но обеспечивать развитие госдотациями".

Заместитель председателя комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Владимир Белозеров полагает, что повышать рентабельность ОАО "РЖД" необходимо через тариф, поскольку "трудно находить инвестиционные ресурсы, когда банки дают кредиты под высокие годовые проценты".

"Почему мы все время давим и давим транспортные издержки, сдерживаем тарифы ниже инфляции и боимся увеличить их долю в ВВП? - задал вопрос Владимир Белозеров. - Мне кажется, если бы мы все хорошо рассчитали и ввели инвестиционную составляющую в тарифе, общество это восприняло бы абсолютно нормально". Члены Общественной палаты поддержали это предложение.

Главный научный сотрудник лаборатории Системного анализа эффективности естественных монополий ИСА РАН Эльмар Позамантир заметил, что надеяться на частные инвестиции в инфраструктуру не стоит, ведь риски здесь неподконтрольны бизнесу. "Концентрация инвестиционных ресурсов в одних руках в нынешних условиях может перекрыть издержки, присущие госфинансированию, поскольку убирает эти риски, - говорит Эльмар Позамантир. - Роль государства в развитии железнодорожного комплекса могла бы заключаться в том, что риски и неопределенность оно берет на себя, а инициативу предоставляет бизнесменам".

Руководитель департамента корпоративного строительства ОАО "РЖД" Валерий Веремеев напомнил, что в модели рынка заложено решение проблемы развития железнодорожной инфраструктуры. Это так называемый сетевой контракт - договор между государством и собственником инфраструктуры, который четко пропишет обязательства и возможности сторон, способы финансирования инфраструктуры. Дополнительные средства на развитие сети можно получить, в том числе изменив тарифную систему и повысив ее гибкость.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.12.09Гражданская поддержка