01-03-12 / 2012
Новости отрасли
Чистая прибыль РЖД за 1 полугодие 2011 года по МСФО сократилась на 30% - до 67 млрд рублей

ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД) в среду представили отчетность по МСФО за январь-июнь 2011 г. - период, ставший для компании первым послекризисным полугодием. На фоне подъема экономики и роста производственных показателей год назад компания начала отменять меры экономии в расходах на персонал и вернулась к инвестициям в проекты по обновлению и развитию инфраструктуры. Кроме того, экономический рост привел к повышению тарифов на энергоносители, что также увеличило расходы компании.

РОСТ РАСХОДОВ

С точки зрения подъема отрасли - вслед за всей экономикой РФ - I полугодие 2011 г. для РЖД оказалось весьма успешным. При увеличении грузооборота на 8% и прироста погрузки на 4% за этот период выручка компании, согласно отчетности, выросла на 9% (до 691 млрд рублей).

Между тем, операционные расходы же в этот период выросли на 20% (с 539 млрд до 644 млрд рублей). В частности, на 19 млрд рублей они увеличились в связи повышением зарплаты и выводом сотрудников на полную занятость с неполного и сокращенного рабочего дня (эти антикризисные меры были введены в 2009 г.), на 15,5 млрд рублей - из-за повышения социальных отчислений в связи с ростом ставки по страховым взносам (после принятия соответствующего федерального закона).

Кроме того, на 19,2 млрд рублей увеличились расходы на закупку топлива и электроэнергии из-за роста цен на них, а также роста грузооборота. В апреле 2011 г. по этому поводу серьезно возмущался президент компании Владимир Якунин. "По сравнению с декабрем прогнозы Минэкономразвития по росту цен в промышленности, по инфляции, по стоимости дизельного топлива радикально изменились. Но нам на 2011 г. тарифы установили по прогнозам 2010 г. И возникает вопрос: откуда эти деньги возьмутся", - сетовал тогда глава РЖД. Дополнительные расходы он оценивал примерно в 35 млрд рублей, или дополнительные 3,8% к действовавшему тарифу на грузовые ж/д перевозки. Правда, в итоге, правительство на этот шаг не пошло.

Кроме того, как отметил на брифинге в среду замглавы департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичев, в I полугодии 2011 г. компания постепенно возвращалась и к замороженным проектам по развитию магистралей. "Когда в 2010 г. восстановился грузооборот и погрузка, мы начали возвращаться к тем недоинвестированным проектам, участкам и ремонту, которые были приостановлены в 2008-2009 гг.", - сказал он. "Если компания приостанавливает определенный блок работ по обслуживанию сети, то к этому нужно возвращаться. Нельзя об этом забыть, иначе понижается качество сети, скорость и все остальное", - подчеркнул П.Ильичев.

В результате объем капитальных вложений группы в I полугодии 2011 г. вырос на 16,8%, до 194 млрд рублей, при этом существенную долю данного роста составили инвестиции в проекты по развитию инфраструктуры.

"ВЕРНУВШАЯСЯ" EBITDA

Конечный итог: чистая прибыль группы в I полугодии 2011 г. сократилась на 29%, до 67 млрд рублей. EBITDA в I полугодии снизилась на 20%, до 165 млрд рублей, рентабельность по этому показателю составила 24%. Вместе с тем, топ-менеджмент РЖД в сложившейся тогда ситуации ничего экстраординарного не видит. "Если в 2009-2010 гг. мы за счет наших мер удерживали затраты на низком уровне (при одновременном восстановлении доходов - ИФ), рентабельность компании ушла за 30% по EBITDA. При этом нормой для компании исторически и на будущее является уровень около 25%", - сказал он, уточнив, что говорит о целевом показателе на 2012-13 гг. По итогам 2011 г. компания достигнет уровня в 24-26%, отметил П.Ильичев.

"Когда мы говорим о снижении EBITDA по сравнению с предыдущим периодом это говорит о том, что мы вышли на уровень, который утвержден нашей плановой долгосрочной моделью. Это не падение EBITDA, это приведение ее в соответствие с теми планами и прогнозами, которые компания имеет", - в свою очередь подчеркнул на брифинге старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов.

Непоказательным для компании является и объем чистого долга, который с конца 2010 г. до июля 2011 г. вырос с 258,3 до 290,3 млрд руб. Он увеличился за счет размещения в I полугодии еврооблигаций и доразмещения рублевых (в июне), пояснил П.Ильичев. "Это нормальное плановое увеличение задолженности внутри года, во II полугодии у нас происходило погашение нескольких выпусков ценных бумаг", - сказал он.

В целом соотношение чистый долг/EBITDA группы по итогам 6 месяцев 2011 г. составило 0,72 против 0,58 в конце 2010 г. Коэффициент EBITDA/процентные выплаты вырос за этот период с 35,35 до 86,58 "в результате снижения стоимости заемного капитала и увеличения доли капитализируемых процентов".

ПЕРСПЕКТИВЫ И ОЖИДАНИЯ

С какими результатами РЖД закончили 2011 г. и какие перспективы ждут компанию в дальнейшем, топ-менеджеры прогнозировать на брифинге отказались, сославшись на множество факторов, влияющих на конечные показатели. Тем не менее, некоторые тенденции выявить можно.

Одна из них заключается в том, что доходы группы сократятся из-за продажи некоторых доходных бизнесов, например ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК), 75% минус 2 акции которой в октябре приобрела "Независимая транспортная компания" группы UCL. По итогам 2011 г. прибыль ПГК будет полностью включена в консолидированную отчетность, заявили представители монополии.

Однако П.Ильичев скрывать не стал: "Мы говорим, что рентабельность РЖД в связи с продажей ПГК несколько снизится, поскольку это высокомаржинальный бизнес по сравнению с инфраструктурой". Тем не менее, деконсолидация этой компании из отчетности по итогам ее продажи не станет существенной, поспешил заверить он, фактически опровергнув В.Якунина, сетовавшего осенью 2011 г., что правительство приватизирует именно доходные бизнесы.

По данным РЖД, в 2010 г. ПГК обеспечила 8%-ный вклад в доходы при довольно низком 2%-ном вкладе в net debt за счет низкой долговой нагрузки. Доля ПГК в общей EBITDA - около 7%. На эту величину и произойдет ухудшение РЖД результатов после деконсолидации из отчетности показателей ж/д оператора, резюмировали топ-менеджеры.

Еще один интересный момент косвенно также связан с приватизацией ПГК. Затягивание с ней в итоге сыграло на руку монополии в конце 2011 г., в период дефицита ликвидности. В декабре 2011 г. РЖД приняли решение не гасить бридж-кредиты, привлеченные для финансирования инвестиционной программы до поступления средств от продажи "Первой грузовой". "Мы приняли решение, что перенесем (погашение - ИФ) на следующий год по той причине, что ситуация на рынке была очень напряженной. Мы осознанно пошли на непогашение этих денег, чтобы иметь запасы, "подушку ликвидности" на I квартал", - заявил П.Ильичев.

Причиной, побудившей РЖД, сохранить бридж-кредиты стали выгодные условия, под которые они привлекались. "Мы договаривались о (привлечении этих средств - ИФ) еще в III квартале, до повышения ставок на рынке, и (ставка - ИФ) была достаточно льготной, лучше рыночной", - сказал П.Ильичев, однако не раскрыл информацию о стоимости займов, сославшись на ее коммерческий характер.

Согласно отчету по МСФО, в IV квартале 2011 г. РЖД привлекли в ВТБ (РТС: VTBR) 80 млрд рублей на срок до 6 месяцев. Кроме того, в октябре монополия договорилась с J.P. Morgan Europe об открытии кредитной линии в размере до 920 млн швейцарских франков и плавающей ставкой, на срок до года. В ее рамках до конца 2011 г. компания получила 100 млн франков. В феврале 2/3 кредита ВТБ были погашены после того, как ситуация на финансовом рынке вновь стала комфортной, сказал топ-менеджер, хотя и отметил, что сделка, действительно, стоила РЖД определенных средств, что также будет отражено в отчетности за 2011 г.

Говоря же о дивидендах по итогам 2011 г. В.Михайлов отметил, что у компании "стандартное предложение по дивидендам - 25% от чистой прибыли по итогам 2011 г." Форму выплаты - деньгами или через направление средств на инвестпрограмму - должно определить правительство, сказал он.

Консолидированная отчетность группы учитывает показатели более 140 дочерних и более 170 ассоциированных компаний холдинга. В 2010 г. чистая прибыль РЖД по МСФО выросла на 75%, до 208,3 млрд рублей, выручка - на 18%, до 1,334 трлн рублей, EBITDA - на 30%, до 443,62 млрд рублей. Рентабельность по EBITDA по итогам 2010 г. составила 33% (в 2009 г. - 30%). Операционная прибыль РЖД выросла на 75%, до 198,87 млрд рублей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс29.02.12РЖД вышли из кризиса с расходами
РБК daily01.03.12РЖД сократили прибыль
Коммерсант01.03.12ОАО РЖД снижает прибыль
Ведомости01.03.12Грузов больше - прибыль меньше
РБК29.02.12Прибыль РЖД сократилась почти на 30% по МСФО
РЖД-Партнер.ru29.02.12Чистая прибыль РЖД за полугодие снизилась на 29%
Финам29.02.12Чистая прибыль РЖД за 1 полугодие 2011 года по МСФО сократилась на 30% - до 67 млрд рублей
PortNews29.02.12Чистая прибыль ОАО «РЖД» по МСФО за I полугодие 2011 года уменьшилась на 29% - до 67 млрд руб
FinamBonds29.02.12Чистая прибыль РЖД за 1 полугодие 2011 года по МСФО сократилась на 30% - до 67 млрд рублей