10-08-10 / 2010
Новости отрасли
Чиновники так и не снизили тарифы на железнодорожные перевозки для агрохимиков

Нынешняя засуха не только бьет напрямую по сельхозпроизводителям, но и может усугубить проблемы в смежных отраслях. Еще с прошлого года производители минудобрений добиваются снижения тарифов на услуги монополий, но, несмотря на соответствующее поручение премьер-министра Владимира Путина, поддержки в Федеральной службе по тарифам (ФСТ) они не нашли. В "вину" агрохимикам ставится высокая доходность экспортных поставок и вменяется обязанность наращивать поставки на внутренний рынок. Еще в сентябре прошлого года премьер-министр Владимир Путин дал поручение ФСТ, Минпромторгу, Минэкономразвития и Минтрансу с "Российскими железными дорогами" принять меры и установить в 2010 году такие тарифы (на апатитовый концентрат, хлористый калий, аммиак, серу и серную кислоту), которые обеспечивали бы их рентабельную переработку на отечественных предприятиях и загрузку мощностей. Но вопрос в ведомствах "заиграли". И только в июне этого года ФСТ ответила производителям минудобрений, что введение льгот на перевозку некоторых видов удобрений (апатитового концентрата, аммиака и серной кислоты) необоснованно, не соответствует проводимой политике, а то и вовсе недопустимо. Дополнительных комментариев получить в службе не удалось. В Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) намерены доказать, что без поддержки отрасль, несмотря на свой тучный вид в благоприятные годы, может быстро растерять свои позиции. С вводом на мировом рынке новых производств на дешевом газе российская продукция становится неконкурентоспособной, отмечает исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений Игорь Калужский. При этом все российские тарифы на услуги естественных монополий уже выше, чем в близлежащих странах, а это особенно критично на фоне того, что предприятия расположены в глубине страны, а не вблизи портов. При этом потеря позиций на внешних рынках мало поможет росту предложения внутри страны, отмечает г-н Калужский. А рост тарифов, по его словам, усиливает территориальный монополизм: предприятия, расположенные в отдаленных регионах, пусть и имеющие излишки продукции, просто не могут конкурировать из-за высокой стоимости перевозок. В ответ агрохимикам пеняют на необходимость наращивать поставки на внутренний рынок. Несмотря на кризис, делать это удавалось: в 2009 году закупки удобрений российскими сельхозпроизводителями выросли на 5%, до 2,38 млн. т. Но даже самый оптимистичный прогноз предполагал рост внутреннего потребления до 4,5 млн. т к 2013 году (20-25% от имеющихся сейчас мощностей). Однако нынешняя засуха может не только переломить тенденцию роста потребления минудобрений, но и подтолкнуть правительство к контролю над ценами. В частности, недавно Владимир Путин просил агрохимиков обеспечить минимальные цены для села.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК Daily09.08.10Не удобрили тарифом
РЖД-Партнер.ru09.08.10Не удобрили тарифом