01-06-15 / 2015
Новости отрасли
«Чёрный список» для бракоделов

Качество ремонта грузовых вагонов по-прежнему не сходит с повестки дня

22 мая на Восточно-Сибирской железной дороге произошёл сход четырёх вагонов-цистерн с нарушением габаритов соседнего главного пути. Причиной стал некачественный ремонт. А виновным признано ООО «ВагонДорМаш» из города Новошахтинска Ростовской области.

По данным департамента безопасности ОАО «РЖД», вагонное хозяйство несёт ответственность за более чем 45% нарушений безопасности на сети дорог. При этом из общего объёма выявленного брака 66% приходится на долю частных вагоноремонтных предприятий. Так, например, в обществе с ограниченной ответственностью «ВагонДорМаш» после нескольких проверок, во время которых были выявлены грубейшие нарушения технологии ремонта, производство было приостановлено Ространснадзором. Без работы остались почти 900 работников предприятия. 

Какие меры следует предпринять, чтобы снизить риски и обеспечить безопасность движения поездов на сети дорог? Этот важный вопрос стал главной темой совместного совещания в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) представителей операторских компаний, вагоноремонтных предприятий и ОАО «РЖД». Разговор шёл за закрытыми дверями. Подытожил его на встрече с прессой руководитель Ространснадзора Александр Касьянов. Он сказал, что необходимо пересмотреть многие подходы. С момента реформирования МПС произошли большие изменения в работе вагонного хозяйства. В стране образовался целый класс новых собственников грузовых вагонов. Естественно, им необходимо проводить плановый ремонт. На сети дорог этим занимаются сегодня 116 вагоноремонтных депо в составе трёх «дочек» ОАО «РЖД», и ещё 61 депо находится в частных руках. Понятно, что конкуренция на этом рынке очень острая. А если учесть, что объёмы перевозок и ремонта снижаются, то она будет только усиливаться. 

– При этом срабатывает простой закон рынка: извлечь максимальную прибыль при минимальных затратах, – заметил Александр Касьянов. 

Операторы ищут, где можно подешевле отремонтировать вагон, а ремонтники постоянно демпингуют. Есть ли предел падению цен на вагоноремонт и кто его установит? По словам Александра Касьянова, разброс в стоимости очень большой. При этом цены на запасные части, узлы и детали вагонов остались практически на докризисном уровне. Поэтому возникает резонный вопрос: за счёт каких скрытых от посторонних глаз резервов ремонтники могут демпинговать? Ответ напрашивается: только за счёт дешёвого давальческого сырья. А это запчасти б/у, снятые со списанных вагонов. Другого пути нет. 

Какой выход из этой ситуации? Александр Касьянов сказал, что совместно со всеми причастными организациями, и в первую очередь с ОАО «РЖД», решено разработать и обнародовать так называемый «чёрный список» недобросовестных вагоноремонтных предприятий. 

– Наше дело предупредить операторов, что то или иное конкретное предприятие ремонтирует грузовой подвижной состав с нарушениями всех норм и существующего законодательства. И если оператор воспользуется его услугами, он может потом столкнуться с серьёзными проблемами. Но решать ему, где ремонтировать свой подвижной состав, – заметил Александр Касьянов. 

Кто же возьмёт на себя функции «третейского судьи» и определит этот «чёрный список»? Для этой цели решено создать специальную рабочую группу, которая и займётся выявлением ненадёжных ремонтных депо. Периодичность заседаний этой группы будет определена после проведения специальных консультаций со всеми участниками перевозочного процесса. 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.06.2015