10-02-12 / 2012
Новости отрасли
Черные металлы: триумфального возвращения не получилось

Объемы перевозок черных металлов по железной дороге за 2011 год практически не увеличились. Рост составил всего 1,1%. Между тем еще в I полугодии ситуация внушала оптимизм, однако надеждам на возвращение к докризисным объемам сбыться так и не удалось

За весь 2011 год по российским железным дорогам было перевезено 73,5 млн т черных металлов. Однако эта цифра не столь велика, как хотелось бы и планировалось в первые месяцы ушедшего года. По сравнению с 2010-м рост составил 1,1%. Тогда было транспортировано чуть меньше - 72,7 млн т.

Причем в начале 2011 года никто не мог подумать, что темпы роста в II полугодии начнут снижаться. Итоги первых 6 месяцев 2011-го внушали определенную надежду - выйти наконец-то к докризисным объемам перевозок. По данным ОАО "РЖД", в I полугодии было перевезено 37,5 млн т, что на 5,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако высокие темпы роста удержать так и не удалось. Уже с июля они пошли на спад и уменьшались с каждым последующим месяцем. Между тем в июле прошлого года ОАО "РЖД" сообщило о том, что транспортировка черных металлов с крупнейших металлургических предприятий увеличилась на 2,8%. Это касалось перевозки продукции Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов, предприятий "Северстали" и группы компаний Evraz Group, а также заводов "Уральской стали".

Добавим, что по данным Федеральной таможенной службы, за 11 месяцев 2011 года физический объем экспорта данного вида продукции снизился на 9,1% по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. На экспорт ушло меньше ферросплавов, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали, а также проката плоского из железа и нелегированной стали.

Такая же неутешительная ситуация сложилась и с перевозкой лома черных металлов. После 6 месяцев 2011 года в этом секторе наблюдался рост на 2,4%. Однако год для данного вида груза закончился не с плюсом, а с минусом. По железным дорогам прошло только 20,2 млн т, что на 3,6% меньше, чем за весь предыдущий год. Между тем в 2010 году данная номенклатура выросла аж на 26,5%, что во многом объясняется эффектом низкой базы.

Если же брать 2010-й, то сравнение будет не в лучшую для прошлого года сторону. В 2010 году железнодорожным транспортом перевезли на 12,4% больше черных металлов, чем в 2009-м. Динамика была налицо. Но 2011 год подставил транспортным компаниям подножку. Замедление темпов роста транспортировки, вероятно, было связано с ожиданием кризиса, о котором заговорили в начале осени, и снижением объемов производства. Тогда некоторые металлургические предприятия начали потихоньку сокращать объемы выпуска, хотя официально об опасениях насчет повторения кризиса 2008-го не сообщалось. Однако, как рассказал топ-менеджер, отвечающий за перевозки на одном крупном металлургическом предприятии, комбинаты работают "за закрытыми дверями" и "только на словах увеличивают мощность". Тем не менее итогами года крупные промышленные предприятия остались довольны, черные металлы - один из высокодоходных грузов.

В частности, 2011-й для Магнитогорского металлургического комбината закончился хорошо. Объемы производства стали увеличились на 7,2%, и этому не помешал даже спад осенью, когда цены на железорудное сырье выросли на 30%, что привело к убыткам в III квартале. Ростом производства могут похвастаться, в частности, Новолипецкий металлургический комбинат и "Северсталь". В НЛМК прогнозируют рост производства стали на 15% и достижение отметки в 3,6 млн т. Тем временем руководство ММК смотрит в 2012 год оптимистично. На предприятии считают, что в новом году темпы роста металлопотребления в России будут превышать среднемировые. Следовательно, компания планирует увеличение собственного производства стали примерно на 15% и введение новых мощностей.

Эту точку зрения поддерживают и в Discovery Reseach Group. В компании отмечают, что несмотря на то, что рынок черных металлов первым почувствовал в свое время кризис, все равно доля отгруженной продукции в 2010 году достигла своего максимума и в дальнейшем только продолжила свой рост. Таким образом, ожидается, что и 2012-й не разочарует и оправдает все надежды на рост и производства, и перевозки черных металлов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер.ru09.02.12Черные металлы: триумфального возвращения не получилось