16-02-15 / 2015
Новости отрасли
Черные металлы давят на машиностроение

Российские потребители черных металлов, в число которых входит холдинг "РЖД", а также производители подвижного состава испытывают значительные трудности в связи с ростом внутренних цен на указанную продукцию.

За 2014 год индекс цен на черные металлы в России вырос на 23,6%, тогда как в мире средние цены, наоборот, снизились на 7,7%. С начала текущего года наблюдается та же тенденция: по состоянию на 11 февраля индекс цен в РФ повысился на 6,1% к уровню конца декабря 2014-го, а среднемировые цены снизились на 2,7%.

Фактором роста цен на российском рынке в 2014 году, по оценкам аналитиков, явился относительно стабильный спрос со стороны предприятий металлоторговли и отечественной трубной промышленности в условиях строительства и модернизации магистральных и региональных трубопроводных систем России (проекты "Сила Сибири", Бованенково - Ухта и "Южный коридор"). Так, в 2014-м объем поставок продукции российских трубных заводов вырос на 8,8% и стал самым высоким за последние 3 года. Емкость российского рынка труб в 2014-м увеличилась на 9%, составив порядка 10,3 млн т (в том числе 2,4 млн т труб большого диаметра), а в 2015 году она может вырасти еще на 8,7%, до 11,2 млн т.

Надо сказать, что рост цен на российском рынке черных металлов значительно усилился с конца ноября 2014-го - в условиях скачка курса доллара и повышения ключевой ставки Центрального банка. Дело в том, что внутренние цены на металлургическое сырье рассчитываются на основе экспортных контрактов и, соответственно, растут из-за девальвации рубля. Последняя, кроме того, делает более привлекательным экспорт металлопродукции, что, в свою очередь, сокращает предложение черных металлов на внутреннем рынке.

В условиях резкого снижения курса рубля основной тенденцией на российском металлургическом рынке, сформировавшейся в IV квартале 2014-го и продолжившейся в текущем году, стал опережающий рост экспорта по сравнению с динамикой внутренних поставок черных металлов. Если в целом по итогам прошлого года относительные темпы роста внутрироссийских и экспортных железнодорожных перевозок черных металлов были одинаковыми - 2,5% к уровню 2013-го, то уже в январе 2015 года они составили 12,2 и 13,9% соответственно. В феврале темпы роста экспортных железнодорожных перевозок черных металлов прогнозируются на уровне 7,7%, внутрироссийских - лишь на 2,5%.

При этом девальвация рубля сделала наиболее прибыльным экспорт стальной продукции низких переделов (стальной заготовки и полуфабрикатов) в ущерб выпуску продукции высоких переделов (сортового и листового проката, метизов и т. п.). Например, ООО "ЕвразХолдинг" в 2014 году увеличило долю низкопередельной продукции с 26 до 31% в результате переориентации продаж с внутреннего рынка на экспорт, вызванной в том числе ослаблением рубля. ОАО "НЛМК" нарастило продажи стальных полуфабрикатов на 4,8% в целом по прошлому году и почти на 12% в IV квартале 2014-го.

В условиях сокращения предложения черных металлов на внутреннем рынке и роста внутренних цен резко возросло ценовое давление на холдинг "РЖД" как одного из крупнейших потребителей черных металлов в стране в сегменте строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры, что создает дополнительные риски для полной и своевременной реализации инвестиционной программы ОАО "РЖД" и его ДЗО. Также усилилось ценовое давление на основных поставщиков тягового подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов для холдинга "РЖД". Начиная с II квартала 2014 года относительная динамика внутренних рыночных цен на готовый стальной прокат начала заметно опережать динамику отпускных цен крупнейших российских производителей новых грузовых вагонов. В сложившейся ситуации российские вагоностроители испытывают значительные трудности, поскольку черные металлы занимают существенную долю в структуре затрат вагоностроительных предприятий, а повышать отпускные цены на новые грузовые вагоны при спаде железнодорожных перевозок и ограниченном спросе со стороны компаний - операторов подвижного состава крайне затруднительно.

В этих условиях машиностроительная отрасль, третий по величине потребитель российской металлопродукции, по экспертным оценкам, в текущем году может снизить объемы производства на 10%. Кроме того, вызванная финансовым кризисом разбалансировка российского рынка черных металлов привела не только к росту внутренних цен на стальную продукцию, но и к резкому увеличению загруженности железнодорожной инфраструктуры на основных направлениях экспорта черных и цветных металлов и рудных грузов.

Согласно консервативному варианту прогноза Минэкономразвития России, сделанному в сентябре 2014-го, в нынешнем году темпы роста производства готового проката в стране замедлятся до 1,2%, а в период 2016-2017 гг. не превысят 1%. При этом, по данным агентства Bloomberg, в связи с принятием Банком России решения о повышении ключевой процентной ставки спрос на сталь в России в 2015 году снизится на 5% по сравнению с 2014-м. Повышение процентной ставки негативно скажется прежде всего на основных сталепотребляющих отраслях, таких как строительство, что приведет к сокращению выпуска металлопроката строительного сортамента. В наиболее затруднительном положении могут оказаться такие металлургические компании, как ОАО "ТМК", ООО "Евраз Груп", ОАО "ММК" и ОАО "Мечел".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру16.02.2015