08-07-10 / 2010
Новости отрасли
Через три года (к 2013 году) планируется создать единую конвенцию в сфере грузовых железнодорожных перевозок для стран Евразии

Об этом было заявлено на «круглом столе» «Правовая гармонизация. Безбумажный документооборот» в рамках второй Глобальной конференции по железнодорожным грузовым перевозкам. Конвенция будет представлять собой унифицированные транспортные правила. Они включат в себя систему нормативно-правового регулирования международных грузовых железнодорожных перевозок, а также технические требования к инфраструктуре и подвижному составу государств Евразии. Как рассказала замначальника департамента международных связей ОАО «РЖД» Людмила Ренне, сегодня железнодорожный транспорт является наиболее консервативным в части трансконтинентальных железнодорожных перевозок. Железнодорожные системы разобщены. Одна из причин – разная колея. Но это решаемо и технически, и технологически. Более серьёзная проблема – правовая несовместимость железнодорожных систем различных регионов. Речь идёт о правовом статусе унифицированных стандартов. По словам старшего советника по юридическим вопросам Международного комитета по железнодорожному транспорту (CIT) Эрика Евтимова, за конец 2008 и весь 2009 год клиенты трансконтинентальных железнодорожных перевозок из-за непрозрачности правил и разницы в правовых документах потеряли до 500 тыс. евро. Как правило, подавляющее большинство перевозчиков входят в ту или иную международную железнодорожную организацию, которые призваны устранять разночтения в законах и правилах. «Все государства Евразии помимо национального стандарта имеют три–пять международных обязательств. Причём они могут быть членами Евросоюза, ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог), OTIF (Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам), CIТ (Международный комитет по железнодорожному транспорту) и так далее. Но тогда возникает вопрос: кто командует всеми этими организациями?» – говорит заместитель генерального секретаря OTIF Густав Кафка. На базе ОСЖД совместно с Европейским железнодорожным агентством (ERA) была создана рабочая группа из представителей 16 государств, которая занялась усовершенствованием основополагающих документов ОСЖД. Но в ходе обсуждений её участники пришли к выводу, что необходима единая конвенция. По словам Людмилы Ренне, в ней пропишут устав организации, которая станет межправительственной, и общие для всех перевозчиков правила. Также там будут содержаться технические требования к подвижному составу и инфраструктуре колеи 1520 и 1435, правила перевозки опасных грузов, правила пользования грузовыми вагонами, технические регламенты, унифицированная транспортная накладная ЦИМ/СМГС и руководство к ней. Причём ЦИМ/СМГС уже сегодня частично решает проблему разобщённости правовых норм при пересечении границ. В частности, её использование позволило существенно сократить время, тратившееся на переоформление перевозочных документов с применением европейского транспортного права (ЦИМ) на документы, соответствующие транспортному праву, применяющемуся на пространстве СНГ (СМГС). Так, использование ЦИМ/СМГС только на станции Малашевиче (Польша) сократило простой поездов на восемь часов. По словам Людмилы Ренне, в сентябре уже и Китай объявит свои маршруты, по которым также можно будет работать по ЦИМ/СМГС. И как только он присоединится к СМГС, станет выгодно доставлять грузы через Казахстан в Россию и в страны Западной Европы. По мнению руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, создание единой конвенции облегчит прохождение межгосударственных коридоров, а в частности ОАО «РЖД» поможет привлечь новых клиентов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.06.10Гармония во всём