16-12-11 / 2011
Новости отрасли
Через полтора месяца после аукциона по продаже 75% акций ПГК у нее так и не сменился собственник

Через полтора месяца после аукциона по продаже 75% акций "Первой грузовой компании" (ПГК) ("дочки" РЖД) у нее так и не сменился собственник. Победившие на торгах структуры бизнесмена Владимира Лисина пока не внесли обещанные 125,5 млрд рублей. Не исключено, что сделка будет завершена лишь в следующем году. Кроме привлечения масштабного финансирования для этого потребуется и получение одобрения антимонопольных ведомств нескольких государств.

"Независимая транспортная компания" (НТК, входит в UCL Holding Владимира Лисина) была признана победителем аукциона по продаже 75% минус две акции крупнейшего в России железнодорожного перевозчика - ПГК. Вторым победителем на торгах стала "НТК-Вагон", также входящая в транспортный холдинг Лисина.

Торги, проходившие 28 октября, заняли не больше пяти минут. Начальную цену аукциона - 125,375 млрд рублей - почти одновременно подтвердили все четыре участника, допущенные к торгам: НТК и "НТК-Вагон", "Трансойл" Геннадия Тимченко и "Нефтетранс сервис" братьев Аминовых. Но чуть раньше свою карточку поднял представитель НТК.

После объявления первого шага цена выросла на 125 млн рублей. Почти одновременно карточки подняли только два участника - представители НТК и "НТК-Вагон". Чуть быстрее, по мнению аукциониста, был представитель НТК.

Теперь становится ясно, почему в конкурсе участвовали сразу две компании транспортного холдинга Лисина. В конкурсной документации указано, что второй победитель также может заключить сделку.

Например, если "победитель конкурса не получит в течение 95 дней с даты проведения конкурса согласия государственных или регулятивных органов России (кроме ФАС России) или иностранного государства, необходимого победителю для покупки акций".

Крайний срок оплаты оговорен договором купли-продажи и зависит от возможностей покупателя, говорят в РЖД. Но условия договора являются коммерческой тайной, добавляет представитель монополии. Источник, близкий к РЖД, замечает, что "срок еще не истек".

Для завершения сделки у структур бизнесмена есть в общей сложности чуть ли не полгода, рассказал источник, знакомый с ситуацией. Время может и правда понадобиться.

Одобрение ФАС России уже давно получено. Но для заключения сделки необходимо получить одобрение антимонопольных органов еще нескольких стран: Украины, Казахстана, а также антимонопольщиков Евросоюза. Дело в том, что НТК входит в субхолдинг UCL Rail BV (Нидерланды), объединяющий активы транспортного холдинга UCL Holding BV, который также зарегистрирован в Нидерландах. В голландский UCL Holding BV входит и "НТКВагон".

Одобрение всех антимонопольных инстанций скорее всего будет получено лишь в начале следующего года. Только после этого UCL подпишет соглашение с банками о привлечении синдицированного кредита, говорит источник "Известий".

Ранее говорилось, что для сделки могут быть привлечены как собственные, так и заемные средства. Источник "Известий" в банковских кругах говорит, что кредит будет оформлен на условиях проектного финансирования. Переговоры еще не закончены, сделка сложно структурирована, к тому же в ней задействован синдикат банков. Скорее всего кредит может быть оформлен лишь в I квартале следующего года, считает собеседник "Известий". В конце ноября сообщалось, что транспортный холдинг может привлечь примерно $2,1 млрд (половина цены покупки) и вел переговоры о синдицированном кредите с Citi, JP Morgan, Bank of America, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Deutsche Bank, а также российским Сбербанком.

Доходы от продажи ПГК - примерно четверть от всей инвестпрограммы РЖД на 2012 год, которая запланирована в объеме 428,4 млрд рублей. Как именно учтены эти средства в инвестпрограмме, не очень понятно, РЖД хотели включить их в бюджет 2011 года, напоминает аналитик "Метрополя" Андрей Рожков. Так или иначе, монополия активно присутствует на долговом рынке, а предоплата строителям обычно составляет не более 30% суммы контракта, так что задержка с поступлением платежа вряд ли негативно скажется на планах РЖД, считает Рожков. С ним солидарен и аналитик "Уралсиба" Денис Вор чик. Но вот на ПГК задержка со сменой собственников может сказаться не слишком положительно: номинально собственник сменился, но де-юре никак не вступит в свои права. Из-за этого менеджмент компании может работать недостаточно эффективно, опасается Рожков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Известия16.12.11Лисин все еще не забрал вагоны