18-01-20 / 2020
Новости отрасли
Через Киргизию в Китай

Россия поможет в строительстве транзитной магистрали

Институт экономики и развития транспорта завершил разработку проекта и предварительного технико-экономического обоснования строительства новой магистрали из Киргизии в Китай.

Колея стандарта 1520 мм пройдет от станции Рыбачья (у которой есть сообщение с Казахстаном) до Джалал-Абада, а оттуда до станции Торугарт на границе с Китаем.

Документы переданы в правительства России и Киргизии и железнодорожные администрации двух стран, поскольку рассматривается вопрос о том, что строительство будет совместным проектом. Его реализация расширит возможности грузоперевозок в Китай и на Ближний Восток.

Как рассказал "Гудку" заместитель генерального директора по науке ИЭРТ (дочернее предприятие РЖД) Сергей Шарапов, техническое задание заранее согласовано с государственным предприятием "Национальная компания "Кыргыз темир жолу".

"Тендера не было, – сообщил представитель института. – Президент Киргизии обратился к президенту России с просьбой оказать помощь в развитии сети железных дорог. Владимир Путин дал поручение Минтрансу и ОАО "РЖД", и его передали нашему институту, потому что мы более 15 лет постоянно работали с железными дорогами Киргизии и лучше всех понимаем ситуацию. Мы делали обследования, вертолетные облеты, все эти материалы у нас систематизированы. Можно было провести конкурс, его мог выиграть другой институт, который бы предложил меньшие деньги за свои услуги. Но ему все равно пришлось бы обращаться к нам как к субподрядчикам, потому что лучше, чем ИЭРТ, никто эту тему не знает".

Финансировало разработку проекта ОАО "РЖД".

"Вдоль дороги будут разрабатываться месторождения полезных ископаемых, – сказал "Гудку" начальник управления экономики, стратегического развития и тарифной политики "Кыргыз темир жолу" Нурлан Дусумбаев. – Россия активно включилась в работу и уже профинансировала подготовку предварительного технико-экономического обоснования. В РЖД рассматривают вопрос участия в строительстве. Финансирование будет идти в четырехстороннем формате нашими партнерами из России, Китая, Узбекистана. Для России выгода от проекта в том, что у нее появятся дополнительные выходы по колее 1520 на Ближний Восток (когда Рыбачью соединят с Джалал-Абадом) и в Китай (когда пути дойдут до Торугарта)".

Кроме того, по словам Нурлана Дусумбаева, дорога устранит многие географические барьеры между странами – участницами Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Киргизия, Армения, Казахстан, Молдавия). Грузы не придется везти через высокогорье автомобильным транспортом.

"Мы рассчитали прогнозируемый рост объемов перевозок, сделали оценку потенциальных бизнес-проектов и источников привлечения финансирования. Подсчитана и стоимость строительства, но озвучивать эти цифры для печати я не имею права, пока проект не будет утвержден правительствами двух стран, – сказал "Гудку" Сергей Шарапов. – Имею право только сказать, что проект дорогой, его стоимость выше, чем годовой внутренний валовой продукт Киргизии, я уже не говорю о бюджете Киргизии".

По словам Сергея Шарапова, предполагается, что на 60% эта дорога будет загружена российскими операторами подвижного состава.

Согласно проекту это будет линия второй категории (см. справку) общей протяженностью 733 км. На первом этапе она будет содержать 26 станций, но по мере разработки месторождений полезных ископаемых их количество вырастет до 44. Провозная способность линии – 30 млн тонн в год. На участке от Рыбачьей до Джалал-Абада помимо грузового движения будет много пассажирских поездов. Участок длиной 433 км от Джалал-Абада до Тургата будет ориентирован прежде всего на грузовой транзит.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152018.01.2020