03-09-21 / 2021
Новости отрасли
Частный БАМ не прошел проверку на справедливость

В правительстве предложили скорректировать условия создания железнодорожной ветки Эльга-Чумикан

Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил при планировании третьей ветки БАМа учесть интересы всех грузоотправителей. Эту дорогу за свой счет обещал построить разработчик Эльги в обмен на право первоочередного вывоза ее угля.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил профильным ведомствам проработать оптимальные варианты вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии с учетом интересов других грузоотправителей.

Об этом говорится в протоколе совещания о проработке финансовой модели строительства новой железной дороги от Эльги до поселка Чумикан на берегу Охотского моря (третья ветка БАМа), которое прошло под руководством Белоусова 27 августа. У РБК есть копия документа, его содержание подтвердили источник в правительстве и один из грузоотправителей. РБК направил запрос представителю Белоусова.

"Эльгауголь" (оператор разработки месторождения, 95% принадлежит "А-Проперти" Альберта Авдоляна, 5% у "Ростеха") просила РЖД о дополнительном вывозе 30 млн т по уже построенным участкам БАМа в течение пяти лет, за которые она намерена построить собственную железную дорогу Эльга - Чумикан и новый порт на Охотском море. Только при таком условии компания считает этот проект целесообразным.

Протяженность дороги Эльга - Чумикан по плану составит около 500 км, по ней можно будет поставлять 30 млн т угля в год, такая же мощность должна быть у порта. Как следует из расчетов "Эльгаугля", которые были направлены 20 августа в Минтранс, дорога и порт обойдутся в 97,1 млрд руб. (около $1,3 млрд).

Что поручил Белоусов

По словам источника в правительстве, на этом совещании Белоусов отметил, что при дополнительном вывозе угля с Эльгинского месторождения "не совсем справедливо" нарушать планы других грузоотправителей, и поручил искать оптимальное решение. Согласно протоколу, Минтранс, Минэнерго, РЖД, ФАС и Минэкономразвития должны к 3 сентября определить предельные объемы дополнительного вывоза угля с Эльги по БАМу, которые не повлекут за собой сокращение отгрузок продукции других экспортеров.

Белоусов также рекомендовал главе "Эльгаугля" Александру Исаеву актуализировать модель проекта с учетом максимальных объемов вывоза угля с Эльгинского месторождения и затрат (с их обоснованием) на строительство глубоководного порта, временных технологических дорог, искусственных сооружений, говорится в протоколе. "При возникновении дефицита средств для реализации проекта проработать вопрос о привлечении средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ)", - указано в документе. Представитель "А-Проперти" ранее говорил, что проект строительства дороги и порта планируется реализовать исключительно за счет операционного потока группы, собственных и привлеченных средств. "Привлечение субсидий и/или иных мер государственной поддержки в рамках данного проекта не предполагается", - подчеркивала она. РБК направил запрос в "А-Проперти".

На основании дополнительных материалов, представленных "Эльгауглем" в правительство, профильные ведомства должны подготовить согласованные предложения по проекту Эльга - Чумикан к 8 октября, говорится в протоколе. Строительство полностью частной дороги может привести к некоторым ограничениям на инфраструктуре РЖД (на время строительства собственной инфраструктуры), сообщили РБК в пресс-службе Минэнерго, добавив, что профильные ведомства сейчас находятся в поиске оптимального решения.

РЖД в целом поддерживают проект. "Чем разветвленнее сеть [железных дорог], тем проще для нас распределить потоки грузов", - заявил глава РЖД Олег Белозеров в ходе Восточного экономического форума в четверг, 2 сентября. Он отметил, что если "эльгинские коллеги" готовы гарантировать объемы отгрузок своими капитальными вложениями, то РЖД это поддерживает. Представитель ФАС отказался от комментариев. РБК направил запросы в пресс- службы Минтранса и Минэкономразвития.

Кто может пострадать из-за проекта Авдоляна

Каменный уголь - основной груз на сети РЖД, на него приходится 28% в общем объеме грузов. На Восточном же полигоне (БАМ и Транссиб) на уголь приходится около 122 млн т при суммарной провозной способности 144 млн т.

Как писал "Коммерсантъ", Минтранс, Минэнерго и РЖД предварительно согласовали "Эльгауглю" право первоочередного провоза 20 млн т угля в год по БАМу. По данным издания, если власти гарантируют вывоз такого объема грузов для компании Авдоляна, то в 2022-2023 годах придется снизить вывоз угля по БАМу из других регионов совокупно на 18 млн т. В основном это коснется угольщиков из Хакасии и Бурятии, поскольку с компаниями Кузбасса РЖД уже заключили соглашение о ежегодных объемах вывоза угля. В Бурятии и Хакасии работают СУЭК, "Коулстар" и "Русский уголь".

В СУЭКе (работает в Кузбассе, Хакасии и Бурятии) ранее выражали надежду, что РЖД и профильные ведомства смогут найти решения, которые позволят осуществлять перевозку угля в полном объеме всем производителям: зачастую это градообразующие предприятия, поэтому задача их стабильной работы стоит на первом плане. РБК направил запросы в "Коулстар" и "Русский уголь".

"Предельные цифры по пропускной способности Восточного полигона к 2030 году - 210 млн т. Этого объема может не хватить - мы не вывезем все, что производит Сибирь [и Дальний Восток], если у нас не будет диверсифицированных экспортных путей на востоке", - говорил в интервью РБК глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, напоминая, что пробки на железной дороге из-за узких мест возникают уже сейчас. Он считает, что необходимо поддерживать дальневосточных грузоотправителей. "У проектов в западной части России есть альтернативные маршруты, и их собственники стараются максимизировать прибыль, направляя грузы на Дальний Восток, а не в Новороссийск[или другие порты на юге или западе]. Но странно, когда грузы с востока страны, у которых нет такой альтернативы, стоят, а с запада едут", - подчеркивал он.

***

Планы Эльги

"А-Проперти" приобрела контроль над Эльгинским месторождением (крупнейшее месторождение коксующегося угля в России с запасами 2,2 млрд т) в апреле 2020 года у "Мечела" Игоря Зюзина и сейчас наращивает добычу. В прошлом году она увеличила производство на 60%, до 7 млн т, в 2021 году собирается его довести до 18 млн т. План на 2023 год - 45 млн т в год.

У Эльгинского угольного комплекса уже есть одна частная дорога: Улак - Эльга протяженностью 321 км, соединяющая месторождение с БАМом в Амурской области. "Мечел" строил дорогу шесть лет, с 2008 по 2014 год, она обошлась в 80 млрд руб. Компания Авдоляна заявляла, что также намерена увеличить пропускную способность дороги Улак - Эльга до 30 млн т.

В 2020 году угольные предприятия Якутии добыли 20 млн т (из крупных компаний помимо "Эльгаугля" в республике работает "Кол- мар", принадлежащий Анне Цивилевой), в этом году они собираются удвоить добычу, а с 2025 года планируют направлять на экспорт 64 млн т, из них 30 млн т - Эльга. Это вдвое превышает возможности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, даже с учетом модернизации (предусматривает вывоз только 32 млн т).

В СУЭКе (работает в Кузбассе, Хакасии и Бурятии) ранее выражали надежду, что РЖД и профильные ведомства смогут найти решения, которые позволят осуществлять перевозку угля в полном объеме всем производителям: зачастую это градообразующие предприятия, поэтому задача их стабильной работы стоит на первом плане

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК03.09.2021