20-02-20 / 2020
Новости отрасли
Частный акционер "бодрил" бы менеджмент РЖД, но говорить о приватизации пока рано - Силуанов

Присутствие частного акционера положительно сказывалось бы на качестве корпоративного управления в ОАО "Российские железные дороги", считает министр финансов РФ Антон Силуанов, хотя пока, по его словам, о такой сделке говорить рано.

"Есть крупные компании, такие как РЖД. Сразу могу сказать, что мы не планируем сейчас приватизацию. Но, в конечном счете, если туда придет частник, - пускай там око частного акционера присутствует - это всегда хорошо, бодрит менеджмент. Поэтому здесь можем посмотреть", - заявил он в интервью РБК-ТВ в четверг. "Но надо готовить эту сделку, это не один год еще должен пройти", - подчеркнул при этом чиновник.

Вопрос о приватизации до 25% акций "Российских железных дорог" обсуждался в конце прошлого года в ходе подготовки плана приватизации на 2020-2022 гг. (государству компания сейчас принадлежит на 100%), хотя в итоге в этот документ перевозчик не попал. Вернуться к идее приватизации РЖД (в числе прочих госактивов) еще летом предлагал Минфин. Против выступало министерство экономического развития РФ.

Менеджмент РЖД и чиновники транспортного блока также критически высказывались по поводу продажи акций монополии, приводя различные аргументы. Генеральный директор монополии Олег Белозеров, например, считал нецелесообразным такой шаг до урегулирования отношений с промышленниками в части тарифной системы (до 2025 г. грузовые тарифы индексируются по формуле "инфляция минус", но с 2026 г. компания рассчитывает перейти на индивидуальный "электронный калькулятор").

Теоретически, говорил топ-менеджер, новому совладельцу "Российских железных дорог" может не понравиться применяемые сейчас ставки в отношении низкодоходных грузов. "(Возможна такая ситуация, что - ИФ) акционер приходит и говорит нам: что вы так дешево уголь везете на Дальний Восток, почему занимаете неправильную экономическую позицию? Поднимите, пожалуйста, стоимость перевозки угля и не опускайте ниже себестоимости. Более того, акционер может пойти в суд", - отмечал он.

По мнению главы "Российских железных дорог", "тот формат, который есть на сегодняшний момент, - самый эффективный". "Если выстроится нормальная система прейскуранта с хорошей прибыльностью, доходностью - тогда, может быть, и можно будет рассматривать алгоритм приватизации. Пока я, честно говоря, боюсь. Я думаю, что Минфин к этому прислушается", - заявлял в октябре Белозеров.

Кроме того, отмечал он, железная дорога в России сейчас выполняет не только транспортную функцию, "но и в какой-то части социальную, поддерживающую", у компании "большое количество социальных объектов". "Соответственно, при акционировании, мне кажется, мы не получим нужного экономического результата, а вот какое-то количество непрогнозируемых проблем можем получить", - говорил глава РЖД.

Схожую позицию, хотя и в несколько ином контексте, высказывал в ноябре и замглавы Минтранса Владимир Токарев. "Я думаю, что (приватизация "Российских железных дорог" - ИФ) не скоро будет. Мне кажется, что РЖД - не та компания: она больше несет социальную нагрузку, и многие вопросы ей приходится решать не в рамках экономических процессов, а просто потому, что так требует сегодняшняя ситуация. Мне кажется, инфраструктура должна оставаться в собственности государства. Пока так должно быть, а дальше - жизнь покажет", - говорил он.

В свою очередь, Максим Акимов, занимавший пост вице-премьера РФ, тогда выражал сомнения, что доля в "Российских железных дорогах" с учетом их масштабных инвестиционных планов вообще заинтересует частных инвесторов. Приватизация монополии - "это очень дальний горизонт", "очень долгая перспектива", обозначал чиновник свою позицию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс20.02.2020