10-04-08 / 2008
Новости отрасли
Частные операторы подвижного состава продолжают наращивать свою долю на рынке железнодорожных перевозок

На рынке железнодорожных перевозок наступает период перемен. С одной стороны, продолжают наращивать долю частные операторы подвижного состава - она уже приближается к 40%. С другой - в возможностях с частниками пытается сравняться монополия ОАО РЖД, создавая собственных дочерних операторов и предлагая их акции инвесторам. Рынок железнодорожных перевозок стабилизируется. Если в 2005 году его объемы выросли на 4,35%, в 2006-м - на 3,3%, то в 2007 году - всего на 2,5% (до 1,34 млрд тонн). Медленно растут или даже снижаются перевозки массовых грузов. Так, по каменному углю они снизились на 0,4% до 286,3 млн тонн, по нефти и нефтепродуктам - выросли только на 2,1% до 233 млн тонн, железной руды - на 1,7% до 110,2 млн тонн. Несмотря на наблюдающийся в России строительный бум, снизился на 0,1% объем перевозок строительных грузов (до 200,8 млн тонн). Правда, вопреки сезонному фактору к концу года стройматериалы стали демонстрировать рост (по декабрю - на 7,2%), скорее всего, связанный с началом строительства олимпийских объектов. Зато перевозки цемента по всему году выросли на 8,4% (41,4 млн тонн), наряду с зерном (на 19,1% до 27 млн тонн) и коксом (на 10,2% до 12,5 млн тонн). Номинально главный игрок в отрасли один. РЖД остается, и, скорее всего, еще несколько лет будет оставаться единственным железнодорожным перевозчиком, а частные операторы - всего лишь владельцами вагонов. Тем не менее, парк частных операторов подвижного состава стабильно растет, как и объем перевозимых в нем грузов. По данным Ассоциации собственников подвижного состава (АСКОП), в прошлом году частные операторы перевезли 37,8% всех грузов. В частной собственности, по данным ОАО РЖД, сейчас находится 36,2% вагонного парка страны - 352 тыс. вагонов. Аффилированные компании, владеющие собственным парком вагонов, имеют почти все крупнейшие грузоотправители -- "Газпром", ЛУКОЙЛ, "Сибирская угольная энергетическая компания". "Газпромтранс" не входит в десятку по количеству вагонов, но по объему перевозок занимает четвертое место среди частных операторов, уступая только Globaltrans (входит в группу "Н-Транс", объединяя "Новую перевозочную компанию" и "Севтехнотранс"), "Балттранссервису" (также входит в "Н-Транс") и "Трансойлу". Из крупнейших нефтяников собственной железнодорожной компании до недавнего времени не было только у "Роснефти", но вместе с другим имуществом обанкротившегося ЮКОСа ей достался некогда один из крупнейших операторов цистерн - "ЮКОС-Транссервис". Руководители ОАО РЖД, отвечая на претензии о притеснении частных операторов, часто отмечают, что частники вытесняют монополию из самых высокодоходных сегментов железнодорожных перевозок. В некоторых сегментах доля уже частников значительно выше средней - например, по наливным грузам (прежде всего нефти и нефтепродуктам) она составляет 69,7%, по рудным - больше 48%. Рынок растет примерно теми же темпами, что и ВВП, около 7% в год, но по некоторым сегментам опережает его - например, по перевозкам грузов для черной металлургии, строительных материалов, щебня, цемента. И. о. главы Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Алан Лушников полагает, что основой для консолидации рынка все-таки станут крупнейшие операторы. По мнению чиновника, в первую очередь это будут дочерние компании ОАО РЖД, но возможно и другие крупные операторы. Последние шаги в реформировании ОАО РЖД действительно серьезно изменили ситуацию на рынке. Несмотря на активное сопротивление многих профильных министерств и ведомств, руководство монополии добилось одобрения создания трех крупных дочерних операторских компаний: ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Рефсервис" и ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК). Они получили наиболее доходный парк ОАО РЖД, клиентскую базу монополии и ее поддержку, и одновременно вышли из-под жесткого тарифного регулирования со стороны государства, получив возможность гибкого управления тарифами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ10.04.2008Железные дороги повернули к инвесторам