24-08-11 / 2011
Новости отрасли
Частные инвестиции в инфраструктуру требуют государственного регулирования

Реализация инвестиционных проектов с несколькими участниками требует нестандартных подходов при оформлении прав на пользование имуществом. Об этом говорилось на прошедшей во Владивостоке сетевой школе, организованной департаментом имущественных отношений ОАО "РЖД".

То, что мероприятие проходило на Дальневосточной дороге, не случайно. ДВЖД - одна из первых магистралей, где начали реализовываться инвестиционные проекты на основе государственно-частного партнерства, а именно: в 2007 году был проложен обходной 29-километровый участок линии Известковая - Чегдомын взамен того, что попадал в зону влияния водохранилища Бурейской ГЭС. Вскоре по нему открылось движение.

Проект финансировался из трех источников. Как рассказал начальник службы управления имуществом ДВЖД Евгений Брылев, в декабре 2009 года построенные объекты, искусственные сооружения зарегистрированы в долевой собственности. Участие инвесторов в общей собственности согласно финансированию распределилось так: ОАО "РЖД" - 50%, а остальное поделили между собой РФ (в лице Росжелдора) и ОАО "РусГидро". В соответствии с законодательством собственники должны в полной мере нести расходы и получать доходы по имуществу.

"Однако расчет расходов и доходов с распределением на дольщиков от пользования общим имуществом на деле оказался непростым. В законодательстве не определен четко порядок возврата инвестиций между акционерами. В ОАО "РЖД" также нет такого порядка расчетов, - говорит Евгений Брылев. - Департаментом имущественных отношений с привлечением других заинтересованных департаментов компании и, конечно, Дальневосточной дороги разрабатываются предложения, методики, но риски разногласий со стороны пользователей общим имуществом остаются".

Вместе с тем сейчас идет подготовка к заключению трехстороннего соглашения о порядке эксплуатации общего имущества.

А вот по другому аналогичному вопросу было быстро найдено решение. Речь идет о реконструкции разъезда Хмыловский в рамках строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.

ОАО "АК "Транснефть" в соответствии с техническими условиями на присоединение к инфраструктуре РЖД вложило средства на реконструкцию этого раздельного пункта. Для создания примыкания к Хмыловскому станции необщего пользования Грузовая, являющейся технологическим звеном перевалки нефти на морской транспорт, на разъезде были построены дополнительные пути и уложены стрелки. Новые объекты зарегистрированы в собственности ОАО "Спецморнефтепорт Козьмино".

"Решение имущественного вопроса найдено путем привязки двух взаимозависимых договоров: на аренду маневрового локомотива, работающего на Грузовой, и аренду построенных путей со стрелками. В результате были ликвидированы имущественные, правовые и другие риски, и ОАО "РЖД" через определенное договором время становится их собственником", - сообщили в службе управления имуществом.

И это не единственный положительный пример сотрудничества. Так, особая схема возврата инвестиций применена в случае с ООО "Олекминский рудник" (входит в альянс "Петропавловск") в Амурской области. Эта компания не только построила подъездной путь от станции Олекма, но и реконструировала действующие объекты дороги. Построенная инфраструктура переходит в собственность компании. Оплата за нее, а также за реконструкцию идет посредством зачета в стоимость услуг, оказываемых ОАО "РЖД" по договору примыкания.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.08.11Правила деления