03-12-15 / 2015
Новости отрасли
Часть средств для проекта ВСМ может быть привлечена на рынке за счет размещения облигаций

Проект по строительству железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань может быть частично профинансирован за счет размещения инфраструктурных облигаций на публичном долговом рынке.

Варианты инвестирования в долговые инструменты ("а именно в государственные и корпоративные бонды") в середине октября обсуждались на совещании с участием Минтранса, Минэкономразвития, представителей специализированной "дочки" ОАО "РЖД"  - ОАО "Скоростные магистрали", сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с позицией министерства финансов по этому вопросу. До этого проработать возможность публичного размещения долговых бумаг для финансирования ВСМ было решено на сентябрьском заседании межведомственной рабочей группы по вопросам реализации проекта.

Между тем, по словам собеседника агентства, Минфин выступил против государственных займов на строительство высокоскоростной магистрали, предложив инициаторам проекта рассмотреть возможность именно публичного размещения облигаций. Свое решение ведомство мотивирует тем, что размещение на проект ВСМ государственных долговых бумаг на внутреннем рынке увеличит госдолг и расходы федерального бюджета на его обслуживание. Такое предложение на рынке капитала также может ухудшить условия для частных заемщиков, поскольку есть риск оттока инвестиций в более привлекательные государственные финансовые инструменты, считают в Минфине.

Публичное же размещение долговых бумаг "среди неограниченного круга инвесторов", по мнению ведомства, возможно после оценки рисков проекта: его доходности и возвратности средств, рисков трафика и удорожания стоимости (сейчас она превышает 1 трлн руб. в ценах соответствующих лет без учета НДС), сказал источник агентства. Также необходимо подтвердить источники финансирования проекта со стороны всех участников (в том числе расходные обязательства федерального бюджета на весь период реализации), изучить рыночные условия и потенциальный интерес со стороны инвесторов, имея в виду долгосрочный характер заимствований и доходность на уровне "инфляция + 1-2%" (предусматривается финансовой моделью проекта).

Кроме того, нужно принимать во внимание и финансовое положение эмитента и гарантов выпуска (в том числе, их кредитоспособность и репутацию в последние годы) и предпринять меры контроля (включая механизмы раскрытия информации) для защиты прав инвесторов (в том числе физических лиц), считает Минфин. В середине октября замглавы ведомства Андрей Иванов представлял выводы участников совещания вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу, а в конце ноября просил министерство экономического развития РФ представить информацию для проведения оценки рисков. Примерно месяцем ранее правительство официально поручило сделать это Минфину совместно с Минэкономразвития и Минтрансом.

В четверг, комментируя вопрос, первый вице-президент РЖД Александр Мишарин заявил "Интерфаксу", что речь может идти как "публичных инфраструктурных облигациях, так и о "проектных инфраструктурных" - "в рамках 150 млрд руб." (текущая финансовая модель проекта предусматривает размещение инфраструктурных облигаций на 150 млрд руб.). "Для начала (объем размещения - ИФ) может быть чуть меньше. Начинать надо с чего-то. Надо запустить механизм", - отметил топ-менеджер. При этом два источника агентства - в РЖД и Минтрансе - допустили, что в итоге сумма привлечения средств за счет этого инструмента может быть и больше - в силу масштаба проекта.

"На этом этапе рассматриваются и оцениваются все возможные дополнительные источники финансирования, окончательная схема реализации проекта будет сформирована по итогам проектных работ и переговоров со всеми потенциальными инвесторами", - заявили "Интерфаксу" в "Российских железных дорогах".

В августе 2015 г. "Скоростные магистрали" подготовили обновленную модель финансирования проекта ВСМ общей стоимостью 1,018 трлн руб. (не считая 20,9 млрд руб. на проектирование). Она предполагает строительство четырех участков линии (Москва-Владимир, Владимир - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Чебоксары и Чебоксары-Казань), по два на каждом этапе (стоимостью 576,3 млрд руб. и 441,9 млрд руб.). В целом финмодель выглядела следующим образом:

ФАЗА I (участки 1-2)ФАЗА II (участки 3-4)Акционерный капитал77 млрд руб.37 млрд руб.- квазигосударственный инвестиционный фонд, например, Российский фонд прямых инвестиций(20 млрд руб.)(32 млрд руб.)- инфестфонд "Шелковый путь" (КНР)(52 млрд руб.)- ОАО "Российские железные дороги"(5 млрд руб.)(5 млрд руб.)Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ)150 млрд руб.Средства негосударственных пенсионных фондов40 млрд руб.50 млрд руб.Инфраструктурные облигации50 млрд руб.100 млрд руб.Кредит China Development Bank (CDB,КНР)250 млрд руб.150 млрд руб.Коммерческий кредит9,3 млрд руб.104,9 млрд руб.

ВСМ Москва-Казань протяженностью 770 км планируется проложить по территории 7 регионов РФ. Предусматриваются 15 остановок, в том числе во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах и Казани. Время в пути от Москвы до Казани должно сократиться до 3,5 часов. Кроме того, предполагается, что линия будет рассчитана не только на пассажирское, но и на скоростное грузовое движение (в том числе отправку почтово-багажных грузов, товаров интернет-торговли, высокотехнологичного оборудования, комплектующих и запчастей для автомобилей, а также других товаров).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс03.12.2015