14-04-16 / 2016
Новости отрасли
Бывший гендиректор ФГК стал владельцем 50% в компании экс-замглавы ЦФТО РЖД

Виталий Евдокименко, до минувшей осени возглавлявший "дочку" ОАО "Российские железные дороги" - АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК), стал совладельцем ООО "Транспортно-логистическая компания" (ТЛК), следует из материалов базы данных "СПАРК-Интерфакс".

Соответствующие изменения в ЕГРЮЛ датированы концом марта. У В.Евдокименко в ТЛК - 50%. Ранее эта доля находилась в собственности панамской "Трансглобал Эссетс Инк." (ТГЭ). Ее учредители в "СПАРКе" не указаны.

В.Евдокименко покинул ФГК в октябре 2015 г., после смены президента РЖД. У прежнего главы ж/д монополии Владимира Якунина - до ФГК - топ-менеджер непродолжительное время работал советником. В 2004-2010 гг. В.Евдокименко занимал пост замглавы ныне упраздненной Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ.

СУТЬ ДА "ДЕЛО"

"Транспортно-логистическая компания" управляет парком из примерно 3 тыс. нефтебензиновых цистерн, сообщил "Интерфаксу" знакомый с ее деятельностью источник. Второй владелец ТЛК - генеральный директор компании Владимир Яковина, в прошлом, в частности, работавший замглавы центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД. До середины 2014 г. бизнесмен был единственным владельцем ТЛК: 14 августа 2014 г. указано в "СПАРКе" как дата появления ТГЭ в капитале компании и как дата сокращения доли В.Яковины со 100% до 50%. Единоличное владение продолжалось примерно год. В период 2010-2013 гг. "Транспортно-логистическая компания" принадлежала кипрской "Рэйлтрансско Лтд".

Еще раньше, с середины 2008 г. "СПАРК" со ссылкой на данные Росстата показывает в качестве собственников ТЛК двух неназванных граждан РФ с долей 50%, а также два столичных ООО - "Дело-Центр" и "Тессера Инвест" (у обоих - по 25%). Первую "СПАРК" исторически связывает с именем Сергея Шишкарева, бывшего председателя комитета Государственной думы РФ по транспорту - контролирующего владельца группы "Дело". Компании холдинга занимаются перевалкой грузов и бункеровкой судов в порту Новороссийск, железнодорожными и мультимодальными контейнерными перевозками, доставкой нефти и нефтепродуктов.

"Транспортно-логистическая компания" - не единственная "точка соприкосновения" В.Яковина с С.Шишкаревым. Сейчас, по данным "СПАРКа", первый владеет 17% акций АО "Транспортная корпорация" (ТрК) - оператор 1,17 тыс. цистерн для транспортировки нефти, нефтепродуктов и около 500 платформ (согласно презентации на сайте группы "Дело"). "Дело-Центр" - крупнейший владелец ТрК. "Транспортная корпорация" сдает парк в аренду ТЛК, отмечает источник "Интерфакса".

ГРУППА ТОВАРИЩЕЙ

В качестве владельца компании "Тессера Инвест" с 2009 г. "СПАРК" показывает кипрскую "Колминеру Инвестментс Лтд", не приводя ее структуру собственности. Структура с таким же названием в 2010 г. фигурирует в числе владельцев ныне недействующего ООО "Универсальная промышленно-грузовая компания". В 2013 г. ее единственным владельцем и генеральным директором указан В.Яковина. Сейчас "Тессерой" на паритетных условиях владеют Руслан и Тимур Бабаевы - сыновья вице-президента РЖД по коммерческой деятельности Салмана Бабаева.

Им же принадлежит 55,06% в ООО "Вектор рейл", которое по данным газеты "Ведомости", является владельцем 50% акций АО "СГ-транс" (СГТ, крупнейший в РФ собственник вагонов для перевозки сжиженных углеводородных газов и легкого углеводородного сырья). Еще 40,24% в "Вектор рейле" - у нынешнего генерального директора ФГК и бывшего президента СГТ Алексея Тайчера. Именно он сменил В.Евдокименко в "Федеральной грузовой" в декабре 2015 г.

Вторыми 50% акций в "СГ-трансе" владеет АФК "Система". Корпорация купила оператора на приватизационном аукционе в 2012 г. и позже продала 70% ООО "Финансовый альянс" (совместное предприятие с Unirail Holdings А.Тайчера и братьев Бабаевых). Затем Unirail приобрел у АФК еще 15% акций оператора за 2,5 млрд руб. В 2014 г. "Финальянс" был присоединен к "СГ-трансу". Таким образом было оформлено паритетное владение активом "Системы" и Unirail.

В.Яковина с 2012 г. работал генеральным директором "Финансового альянса". В начале 2013 г. Федеральная антимонопольная служба РФ разрешила "Финальянсу" стать владельцем 100% "Транспортно-логистической компании". Однако сделка не состоялась. Весной того же года стало известно, что В.Яковина покинул пост "Финансового альянса", его сменил А.Тайчер. Источник "Коммерсанта", знакомый с деталями переговоров АФК с партнерами, сообщал тогда, что бизнесмен "имеет свое видение развития железнодорожного бизнеса" и поэтому выходит из проекта. Еще один источник газеты заявил, что предприниматель не договорился с "Системой" о сумме взносов при объединении активов и размере своей доли в единой компании.

Обращает на себя внимание еще один момент. В период 2006-2009 гг. "СПАРК" показывает В.Яковину в качестве владельца миноритарной доли (0,23%) в ТЛК. С такой же долей в этот период фигурирует и "Евдокименко Лариса Михайловна".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс14.04.2016