21-10-17 / 2017
Новости отрасли
Бюрократические маневры

Чиновники через суд спорят за контроль над железной дорогой.

Укрзализныця (УЗ) вернулась под управление Министерства инфраструктуры Украины (МИУ).

Напомним, Кабинет министров Украины в январе текущего года вывел УЗ из-под контроля МИУ и передал Минэкономразвития и торговли (МЭРТ) под предлогом, что после передачи полномочий другому ведомству правительство сможет больше влиять на работу госкомпании. Так как, несмотря на то что учредителем УЗ и ее единственным акционером является кабинет министров, все решения по деятельности компании де-факто принимало МИУ. Поэтому в Устав УЗ были внесены изменения, по которым инициативы по регулированию работы компании могли выносить на рассмотрение любые министерства. В свою очередь, МЭРТ получило полномочия подписывать контракты с членами наблюдательного совета УЗ, а также по подготовке финансового плана компании.

Поэтому потерявшее контроль МИУ сразу же обратилось в судебные инстанции. Первое решение вынес киевский Окружной административный суд 4 августа, который признал незаконным и недействующим январское решение правительства. Киевский апелляционный административный суд 18 октября подтвердил решение суда первой инстанции. Как пояснил министр инфраструктуры Владимир Омелян, в ходе разбирательств было установлено, что постановление кабинета министров не прошло правовую экспертизу, а также не рассматривалось на заседании правительственного комитета, что является нарушением законодательства, поэтому суды его отменили.

В пресс-службе УЗ уже традиционно отказались от комментариев по создавшейся ситуации, но эксперты полагают, что смена куратора вряд ли кардинально отразится на деятельности компании.

"Фактически весь этот год по-прежнему МИУ управляло УЗ. К примеру, важнейший вопрос об увеличении тарифов на грузовые железнодорожные перевозки оставался в его ведении, а также другие производственные темы. Кабинет министров первоначально согласился на увеличение тарифов на 22% с октября текущего года, но, очевидно, под давлением владельцев крупных компаний МИУ отложило этот вопрос и в результате снизило планку до 15%.

И кому непосредственно подчиняется председатель правления, не настолько важно, так как ключевые моменты по-прежнему принимаются менеджментом компании и согласовываются с правительством. Поэтому принципиальных изменений судебное решение не повлечет, кроме очередных поправок в Устав УЗ", – говорит руководитель аналитического отдела Инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

Хотя откровенная борьба за контроль над железнодорожной компанией имеет и коммерческую подоплеку. "В принципе УЗ – это самый большой потенциальный источник коррупции. Годовые объемы государственных закупок компании составляют порядка $1 млрд, и всегда есть желающие на этом заработать. Поэтому январское решение можно расценивать и как попытку перераспределения сфер влияния, чтобы зарабатывать на тендерах", – отметил эксперт.

По мнению экс-заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, передача УЗ из рук в руки – это не более чем бюрократические маневры. "Регулятором отрасли было и остается МИУ, а сейчас речь идет только о том, какое ведомство будет выполнять роль акционера со стороны государства. И принципиального влияния на производственную и финансовую деятельность УЗ это решение не окажет. К тому же такое разделение полномочий – довольно распространенная практика. В частности, стопроцентным акционером ОАО "РЖД" является государство, а регулятором выступает Министерство транспорта РФ. Или, к примеру, в Казахстане все активы железной дороги переданы Фонду национального благосостояния "Самрук-Казына". При этом компании вполне успешно занимаются бизнесом", – резюмировал эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.10.2017