18-03-15 / 2015
Новости отрасли
Бюджетное финансирование "ж/д обхода Украины" в 2015 г. может сократиться

Финансирование работ по строительству железнодорожной линии Прохоровка -Журавка-Чертково-Батайск (так называемого "обхода Украины") из федерального бюджета РФ в 2015 году может сократиться с 7 млрд руб. до 6,5 млрд руб.

Министерство транспорта РФ подготовило новый вариант проекта о выделении средств ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) через допэмиссию акций. Документ опубликован на портале для размещения информации о разрабатываемых нормативных актах и их общественного обсуждения regulation.gov.ru. По сравнению с февральской версией проекта, общая сумма предполагаемых субсидий урезана с 69,8 млрд руб. до 64,281 млрд руб. В том числе уменьшена и сумма ассигнований на "обход Украины".

ОБОЙТИСЬ МЕНЬШИМ

После распада СССР более 20 км пути на линии Россошь-Чертково-Миллерово оказались на территории Украины. Здесь граница имеет зигзагообразную форму, из-за чего главный грузопассажирский ход Москва-Ростов транспортного коридора "Север-Юг" пересекает ее в четырех местах. При этом участок характеризуется интенсивным движением (33 пары грузовых, 55 пар пассажирских и 6 пар пригородных поездов в сутки), а параллельный железнодорожный ход, расположенный восточнее, уже загружен более чем на 80%.

"В случае безальтернативной постановки Украиной вопроса о государственном контроле грузов и пассажиров, перемещаемых по двум ее транзитным участкам с территории России и обратно, возникает необходимость строительства железнодорожных пунктов пропуска (ЖДПП) в местах приема-передачи поездов", - отмечала монополия, указывая, что станции Гартмашевка и Зориновка не имеют инфраструктуры для таможенных и пограничных операций. ЖДПП должны, помимо прочего, включать объекты фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного контроля.

По оценкам РЖД, задержки поездов в ожидании пограничных операций в каждом из пунктов только на российской стороне ориентировочно составят 4 часа для грузового состава и 1 час - для пассажирского. Это снизит пропускную способность направления, приведет к финансовым потерям ж/д операторов и государства. Кроме того, необходимо будет строить буферные станции.

Чтобы не допустить негативных последствий, монополия предложила построить обход. Новый двухпутный электрифицированный участок протяженностью около 140 км планируется проложить по территории Воронежской и Ростовской областей. Предполагалось, что на прокладку линии в 2015-2017 гг. будет направлено 56,6 млрд руб. (в том числе 7 млрд руб. - в 2015 г., 18,5 млрд руб. - в 2016 г. и 31,1 млрд руб. - в 2017 г.) "при условии выделения средств государственной поддержки" через выкуп дополнительной эмиссии акций компании. В 2014 г. РЖД уже приступили к проектно-изыскательским и подготовительным работам, на это компания направила 100 млн руб.

ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ПАРИТЕТ

Также в новом проекте предлагается 50,197 млрд руб. направить через взнос в уставный капитал РЖД на 4 проекта: 19,26 млрд руб. - на развитие ж/д инфраструктуры в московском регионе, 3,03 млрд руб. - на создание железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань, 11,053 млрд руб. - на модернизацию участка Междуреченск-Тайшет и 16,854 млрд руб. - на проект "БАМ/Транссиб". Ранее предполагалось 59,223 млрд руб. выделить на "приоритетные инвестиционные проекты", в том числе - на "столичную" программу, ВСМ и Междуреченск-Тайшет.

Цифра планируемых вложений в ВСМ обращает на себя внимание. Об объеме бюджетного финансирования ранее шла дискуссия РЖД и чиновников. В декабре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину, Минэкономразвития, Минтрансу "представить предложения об источниках финансирования инженерных изысканий и разработки проектной документации для проектирования линии в размере 6 млрд руб. в 2015 г. и 14,9 млрд руб. в 2016 г. с участием средств федерального бюджета".

В январе президент РЖД Владимир Якунин заявил, что если это решение не будет принято в I квартале, "можно сворачивать этот проект полностью", добавляя, что задержка субсидий тормозит и объявление соответствующего конкурса. Источник "Интерфакса", знакомый с ситуацией, сообщал, что окончательного решения о финансировании проектирования ВСМ из федерального бюджета до сих пор нет. "Строка есть, но денег нет", - отмечал он.

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев в этой связи заявил, что финансирование должно идти не только из федерального бюджета, но и за счет средств РЖД. Причем, говоря о пропорциях выделения средств, министр отмечал, что "это обсуждаемый вопрос, но примерно пополам". "Пока от идеи не отказывались, но должны правильно по источникам определиться", - подчеркивал он.

Однако первый вице-президент РЖД Александр Мишарин заявил, что министерство финансов РФ в ближайшее время должно получить документы о выделении в 2015 г. 5 млрд руб. и учесть эти средства при корректировке бюджета в марте. Сами РЖД получат деньги "в лучшем случае в мае", отмечал он. Еще 1 млрд руб. изыщет сам холдинг, добавлял топ-менеджер.

В понедельник РЖД объявили конкурс на выбор компании для проектирования ВСМ. Начальная (максимальная) цена договора составляет 20,79 млрд руб. без учета НДС. Заявками от претендентов принимаются до 16 апреля, их рассмотрение пройдет 24 апреля, итоги тендера будут подведены 27 апреля. Между тем, финансовая модель всего проекта строительства пока так и не утверждена. Монополия рассчитывает на 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния, решение о выделении которых не принято. Кроме того, РЖД необходимы невозвратные вложения (в сумме - около 380 млрд руб.), но средств на это у государства тоже пока нет. В начале 2014 г. Д.Медведев выражал мнение, что со строительством ВСМ стоит повременить "и дождаться чуть более энергичной экономической ситуации", отмечая, что этот вид транспорта "очень удобный, но дорогой".

ДРУГИЕ ПЛАНЫ

В отличие от "украинского" проекта, средства на который предполагается выделить в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)", объем финансирования по этой линии другого проекта - реконструкции участка им. Котельниково-Тихорецкая-Крымская "обход краснодарского ж/д узла" - сохранен на уровне 3,584 млрд руб.

При этом в новой редакции проекта появились два новых пункта. "Дополнительные средства федерального бюджета могут быть направлены в уставный капитал РЖД в 2015 г. в объеме до 1,945 млрд руб. при поступлении в федеральный бюджет в указанном объеме субсидии из бюджета Москвы для развития транспортного комплекса московского региона", - отмечается в частности, в пояснительной записке к документу. Кроме того, "в соответствии с распоряжением правительства РФ" 2,055 млрд руб. могут быть выделены на строительство участка линии Беркакит-Томмот "для грузового и пассажирского движения в режиме временной эксплуатации".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс18.03.2015