29-07-15 / 2015
Новости отрасли
Было сложно, но справились

ОАО "РЖД" как государственной корпорации пришлось серьезно перестраивать работу, чтобы выстроить единую эффективную систему для всего холдинга.

Правительство ужесточило требования к проведению госзакупок на товары, услуги и работы для компаний с государственным участием. Ирина Митичкина, начальник Центра организации конкурсных закупок ОАО "РЖД"

– Ирина Марковна, насколько изменилась работа центра в новых условиях и каковы результаты полугодия?

– Отдельная статья закона о закупках обязала заказчиков, в том числе ОАО "РЖД", вести объемную работу по размещению в единой информационной системе сведений о заключенных договорах. Причем в крайне ограниченные сроки.

Так, в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики должны вносить информацию и необходимые документы в реестр договоров. И десять дней отводится на то, чтобы информировать о результатах исполнения договора, его изменениях или расторжении.

Обязанность по размещению информации легла на центр, поэтому была поставлена задача по эффективному функционированию новой системы. Для этого были созданы подразделения, которые собирают информацию по заключенным договорам, проверяют ее и размещают в единой информационной системе. Кроме того, центр ведет единый реестр договоров РЖД, регистрирует их, проводит мониторинг и контролирует выполнение договорных обязательств.

Таким образом, организация работы центра претерпела существенные изменения. О конкретных результатах говорить пока рано, так как рассматриваемые механизмы еще в стадии становления. Однако можно определенно утверждать, что требования нормативных актов исполняются ОАО "РЖД" в полном объеме и нарушения законодательства не допускаются.

– На начальном этапе вы предполагали, что могут возникнуть сложности по срокам. Удается их выдерживать с учетом географии и масштабов деятельности компании?

– Действительно, мы не исключали, что возникнет ряд трудностей. Эти опасения были связаны в первую очередь с тем, что заказчикам, в том числе и ОАО "РЖД", не была предоставлена возможность ознакомиться с технической стороной новой системы в пилотном режиме. В частности, как будет работать единый портал бюджетной системы РФ ("Электронный бюджет"), на котором ведется реестр договоров. Кроме того, насколько корректно и оперативно он будет работать, справится ли с нагрузкой, насколько лоялен будет к пользователям и способен ли учитывать и откликаться на предложения и замечания.

Таким образом, у нас как у одного из крупнейших заказчиков, работающих в рамках закона о закупках, были серьезные основания для опасений в части соблюдения сроков.

Для снижения рисков компании в ЦКЗ был сформирован отдел по регистрации договоров и ведению реестра из специалистов, имеющих опыт ведения закупочной деятельности. Учитывалось также умение работать с официальным сайтом РФ в сети Интернет для размещения соответствующей информации. То есть в отдел вошли технические специалисты, юристы и экономисты, специализирующиеся на закупочной деятельности, обладающие специфическими знаниями и имеющие значительный опыт по размещению сведений о закупках на официальном сайте.

Это позволило нам уже в первый день начала работы реестра опубликовать в нем сведения о заключенных договорах. И РЖД были одними из первых, кто начал работать в новых условиях и по новым правилам. Кроме того, наши специалисты опередили многих пользователей, когда связывались с разработчиками реестра, технической службой, обращая внимание на ошибки и недоработки системы.

В настоящий момент компания является крупнейшим заказчиком и лидером по количеству опубликованных в реестре договоров, а также качеству внесенных документов. Несмотря на значительный объем договоров, у нас не было случаев отказа казначейства в принятии сведений и информации, а также серьезных замечаний.

Что касается соблюдения сроков в масштабах РЖД, то мы изначально старались исключить даже возможность возникновения ситуации, при которой они нами будут нарушены. Данное требование законодательства не подразумевает иных альтернатив, кроме жесткого и неукоснительного их исполнения. За несвоевременное размещение сведений предусмотрена административная ответственность, поэтому для снижения правовых рисков центр заранее провел разъяснительную работу в подразделениях компании.

В региональных подразделениях центра были установлены еще более сжатые сроки, назначены ответственные за их соблюдение, а также полноту, достоверность и качество информации по заключенным договорам. Налажена система внутреннего контроля и аудита, систематически проводится разъяснительная работа и обучение сотрудников. Таким образом, мы стараемся соблюдать установленные законодателем сроки и требования по публикации информации о заключенных договорах, не допускать нарушений.

– В новом положении для государственных компаний установлен норматив по закупкам на предприятиях малого и среднего бизнеса, и сейчас готовятся очередные поправки. Какой показатель у ОАО "РЖД" и по каким критериям отбираются поставщики?

– По закону закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства должны составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, 10% из которых должны быть заключены по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Однако внутри компании распоряжением РЖД для выполнения требований правительства установлен повышенный процентный порог – 20 и 15% соответственно.

Кроме того, в закон о закупках были внесены изменения и по усилению контроля за заказчиками в рамках участия субъектов малого и среднего предпринимательства. Компании ничего не остается, как следовать динамично меняющимся требованиям законодательства и предпринимать конкретные действия по выполнению установленных требований.

– В РСПП уверены, что выполнение госкомпаниями новых требований приведет к росту непроизводственных расходов и увеличит сроки закупочных процедур. На ваш взгляд, какой фактор наиболее вероятен?

– Соглашусь, что введение новых обязывающих требований к субъектам регулирования законом о закупках установит дополнительные административные барьеры для закупочной деятельности компании, усложнит организацию процесса, а также потребует дополнительных трудовых и временных затрат.

– Новые правила касаются и ДЗО. Здесь удалось привести всех к единому регламенту, учитывая разные финансовые возможности "дочек"?

– Безусловно, структура РЖД, а также важность стоящих перед железнодорожной отраслью задач требуют построения единой эффективной системы закупок для всего холдинга. И мы планомерно работаем в этом направлении с момента создания центра. Нововведения в закупочной деятельности, конечно же, коснулись и закупок ДЗО. Они регулируются новым типовым положением, разработанным на основе документов материнской компании в сфере закупочной деятельности, утвержденных советом директоров. Положение учитывает разноплановые закупки товаров, работ и услуг для каждого дочернего общества.

Кроме того, положение позволяет в полном объеме обеспечить условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей ДЗО в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупках.

Также оно учитывает и новеллы законодательства, к примеру, связанные с особенностями участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, в том числе и дочерними предприятиями. Хочу отметить, что новое положение уже утверждено в 51 дочернем обществе из 61, в десяти проводятся корпоративные мероприятия в этом направлении.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.07.2015