07-04-14 / 2014
Новости отрасли
Братство кольца

Опытные перевозки апатитового концентрата по закольцованной схеме начаты на полигоне Северной и Октябрьской дорог, а именно на участке Апатиты – Кошта.

Замкнутый маршрут выгоден всем участникам перевозок. Суть внедряемой с конца марта технологии в том, что грузовой поезд по специально разработанному расписанию ускоренно доставляет сырье ОАО «ФосАгро-Череповец» – крупнейшему в Европе производителю фосфорсодержащих удобрений – и по жесткой же «нитке» возвращается порожняком за новой партией концентрата.

Всего на направлении Апатиты – Кошта планируется пропускать по графику шесть поездов по 57 вагонов-цементовозов в каждом. Это позволит гарантированно подвозить на комбинат по 3 тыс. тонн апатитов ежесуточно. Прежде все партии фосфатного сырья приходили хаотично.

«Ритмичная доставка удобна прежде всего грузополучателю, – отметила заместитель начальника Северного ТЦФТО Светлана Никифорова. – Если груз приходит строго по расписанию, легче спланировать технические и трудовые ресурсы и обеспечить планомерную выгрузку. И незачем держать большие запасы на складах: регулярно поступающее сырье можно пускать в производство с колес». «К прибытию груза по графику легче подготовиться, – согласился начальник управления железнодорожным транспортом ОАО «ФосАгро-Череповец» Юрий Бирюков. – А двукратное ускорение оборота вагонов на кольце Кошта – Апатиты уменьшит их количество на перевозке. Свои высвободившиеся вагоны будем использовать на других маршрутах, а излишек привлеченных вернем собственнику, сэкономив на аренде».

Вместе с тем представитель предприятия отметил, что выполнить предложенную технологию непросто: «Каждые сутки мы должны будем вписываться в жесткий график. Это потребует четкой работы с подвижным составом внутри завода: прием вагонов со станции примыкания, обработка, выгрузка и отправление порожняка. Перевозчик тоже должен будет точно в срок подвозить сырье и забирать порожние составы, причем в условиях предстоящих путевых работ».

По словам Юрия Бирюкова, две из трех первых сформированных «вертушек» – поездов, обращающихся по замкнутому маршруту без переформирования, – выбились из графика из-за несвоевременной отправки, и лишь одна сделала полный оборот за отпущенные шесть суток.

В ОАО «ФосАгро-Череповец» намерены получать кольцевым маршрутом примерно половину ежемесячно поступающих 240 тыс. тонн апатита (остальное – отдельными партиями с последующим использованием вагонов под погрузку). Если отработка на СЖД и ОЖД опытной схемы принесет ожидаемый эффект, комбинат, возможно, применит ее и на других направлениях. Например, для доставки готовой продукции предприятия.

«Перевозки идут в тестовом режиме, до идеала пока далеко, но благодаря слаженным действиям сотрудников Северной и Октябрьской дирекций управления движением большинство поездов удается проводить по расписанию», – подчеркнула Светлана Никифорова.

На Октябрьской дороге считают, что для достижения реального эффекта предстоит еще немало сделать. «Технологию будем отрабатывать полтора месяца, – рассказал заместитель начальника Октябрьского ТЦФТО Дмитрий Крюков. – Серьезных препятствий нет. Сейчас важно выявить все слабые моменты и исключить их в будущем».

По его мнению, задержки, связанные в основном с осмотром вагонов и выдачей локомотива, устранимы. Главное, часть маршрутов пошла по графику, а значит, взаимопонимание сторон достигнуто.

На Северной этот вывод разделяют, отмечая, что диспетчеры двух дорог тесно взаимодействуют между собой и четыре раза в сутки обмениваются информацией с клиентом. «Надеюсь, при планировании путевых работ будут учтены новые «нитки» графика движения и «окна» не помешают пропуску поездов по кольцу», – добавил Дмитрий Крюков.

«Хотя не все маршруты пока приходят вовремя, никто не намерен отступать, – прокомментировал ситуацию директор по транспорту ОАО «Апатит» Олег Устинов. – Нам не интересно отправлять по расписанию поезда лишь в одном направлении, не решив проблему хаотичного возврата порожних вагонов со станции Кошта. Поэтому и была предложена кольцевая схема. Из шести планируемых «вертушек» в график вводятся пока три. Одна выдерживает жесткое расписание, две другие «спотыкаются».

По его словам, сейчас объемы производства ОАО «Апатит» растут на третьей обогатительной фабрике, примыкающей к станции Титан. Ее-то грузоотправитель и предлагает включить в кольцевой маршрут, организовав здесь пункт технического осмотра вагонов. Это сэкономит около трех часов за счет исключения повторного осмотра поездов на станции Апатиты.

Возить апатиты по закольцованной схеме выгодно и железнодорожникам. И это не только дополнительные доходы за услугу: с ускорением доставки и двукратной экономией вагонов высвобождается инфраструктура РЖД. А значит, по северо-западному направлению можно будет пропускать большее количество груза.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.04.2014