13-06-18 / 2018
Новости отрасли
Борис Колесников: Красивыми декларациями железнодорожную отрасль не реформируешь, здесь необходимы реалистичные рецепты

Об этом cопредседатель ОППОЗИЦИОННОГО БЛОКА, премьер-министр Оппозиционного правительства Борис Колесников заявил во время круглого стола по реформированию железнодорожной отрасли Украины, организованного его Фондом.

Борис Колесников прокомментировал Национальную транспортную стратегию "Drive Ukraine 2030", утвержденную правительством, в части развития железнодорожного транспорта. По его словам, она имеет ряд недостатков.

"Стратегия предполагает 100% замену локомотивного и вагонного парка. Но за последние четыре года Украина не купила ни одного междугороднего поезда, и что произойдет за 11,5 лет - непонятно. Но самое непонятное - это средняя скорость движения по железной дороге в 150 км/ч. Если мы строим новые железные дороги, то скорость будет 250 км/ч. Если реконструируем те, что есть, то скорость будет 90 км/ч. Т.е. непонятно, откуда взята эта цифра. Новые евроколеи Киев-Одесса, Киев-Львов, Киев-Харьков, Киев-Днепр - все это вместе взятое составит около 2000 км. 1000 км дорог обошлись Испании в 19 млрд евро. Пускай в Украине это будет 15 млн долл. за 1 км дорог, тогда получается 30 млрд долл. за 2000 км. Но это финансово и технически невозможно", - подчеркнул оппозиционный премьер.

"Что касается состояния инфраструктуры, то, к сожалению, оно плачевное. Достаточно сказать, что более половины контактных сетей изношены, треть магистральных сетей - с просроченными капитальными ремонтами, тяговые подстанции изношены на 2/3, а путевая техника - на 80%. Т.е. это все по большому счету металлолом", - сказал политик.

Он отметил, что падение грузовых железнодорожных перевозок - просто катастрофическое. "В свое время мы стремились к 500 млн тонн - это позволяло иметь высокую рентабельность и увеличить выручку до 10 млрд долл., что для "Укрзалізниці" было вполне приличной суммой. К сожалению, на сегодняшний день треть перевозок потеряна, и мы будем терять дальше, т.к. транзита нет. Внешняя политика государства, а также тарифная политика таковы, что транзитеры будут обходить Украину. В результате и на железной дороге, и в портах, которые недозагружены, имеем убытки. Украинская власть выклянчивает транзит газа, но чем транзит газа отличается от железнодорожного транзита нефти?", - акцентировал Борис Колесников.

"Ввиду необъективных и непрозрачных тарифов грузоотправитель переходит на автомобильные дороги. Но вследствие перегруза грузовым транспортом они превращаются в месиво", - отметил сопредседатель ОППОЗИЦИОННОГО БЛОКА.

"В ближайшее годы изношенность парка вагонов станет еще более катастрофической. Такое же состояние примерно будет и у тяги", - подчеркнул оппозиционный премьер.

Он акцентировал, что необходимо завершать электрификацию железных дорог. "На сегодняшний день электрифицировано порядка 11 тыс. км железных дорог. Достаточно электрифицировать еще 4-5 тыс. км, чтобы практически полностью оказаться от импортного топлива и перейти на украинскую электроэнергию. Это был бы двойной успех", - сказал Борис Колесников.

Говоря о путях исправления ситуации, политик отметил, что железную дорогу нужно полностью структурировать, но для этого не нужно ждать 12 лет. "Госмонополия на железнодорожное полотно и контактную сеть должна быть преобразована в государственную корпорацию, где как минимум 2/3 акционерного капитала должны принадлежать государству. Это позволит сделать доходы железной дороги прозрачными и обезопасит от спекуляций на грузовых и пассажирских перевозках", - подчеркнул он.

По его мнению, здания вокзалов нужно передать в собственность местных советов. "Есть много зарубежных примеров, когда на базе железнодорожного вокзала формируется ядро пассажирского хаба. Ж/д станции должны принадлежать "Укрзалізниці", а здания вокзалов должны стать собственностью местных советов", - отметил оппозиционный премьер.

Борис Колесников акцентировал, что тяговые компании должны быть частными - это обеспечит честную конкуренцию. "Завтрашний день - это частная тяга. Вопрос в том, как к этому подойти. Необходимо это осуществить так, чтобы диспетчеризация всех устроила, а инвесторы пришли с новыми локомотивами", - сказал сопредседатель ОППОЗИЦИОННОГО БЛОКА.

Политик отметил, что пассажирские перевозки должны осуществляться за полную стоимость. "Т.е. пассажир приобретает билет, а Минсоцполитики для льготных категорий граждан этот билет оплачивает или компенсирует. Тогда можно смело привлекать инвесторов к пассажирским перевозкам, организовав в Украине сборку скоростных и полускоростных поездов. Другого пути нет", - подчеркнул он.

"Полотно и контактная сеть - это государственная монополия, но управляться должны корпорацией. Грузовые вагоны должны быть частными, а "Укрзалізниця" может иметь резерв порядка 5 тыс. вагонов для быстрого "латания дыр". Вокзалы должны принадлежать городским властям. Билеты льготным категориям граждан должны оплачиваться Министерством социальной политики. Если выполнить все эти мероприятия, то за 5 лет можно добиться качественных изменений для грузоотправителей в скорости и качестве доставки грузов, а для пассажиров - в повышении комфорта до уровня стран Центральной или даже Западной Европы", - резюмировал Борис Колесников.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс13.06.2018