15-04-19 / 2019
Новости отрасли
Борец за идею

В феврале в ОАО "РЖД" утверждена Стратегия управления интеллектуальной собственностью. О деятельности компании в области интеллектуальной собственности "Гудку" рассказал начальник Центра инновационного развития Александр Зажигалкин.

Как в ОАО "РЖД" создают эффективную систему управления интеллектуальной собственностью. – Почему ОАО "РЖД" уделяет такое внимание инновационному развитию?

– ОАО "РЖД" является крупнейшей транспортной компанией России и одной из крупнейших железнодорожных компаний мира. Учитывая особое место компании в экономике страны, ее деятельность в значительной мере регламентируется государством. В то же время стоимость энергоносителей, подвижного состава, элементов железнодорожной инфраструктуры определяется поставщиками на основе рыночных механизмов. Поэтому для ОАО "РЖД" единственным путем обеспечения эффективности и повышения конкурентоспособности является создание и внедрение инновационных технологий.

По объемам расходов на проведение НИОКР

ОАО "РЖД" стоит в одном ряду с ведущими мировыми корпорациями. Холдинг в состоянии реализовать полный цикл внедрения инновационных проектов: от определения стратегических направлений и целевых параметров развития до получения новых продуктов и оценки результативности их внедрения.

– Каким же образом связаны инновации и интеллектуальная собственность?

– Порой о науке чуть в шутку говорят, что это способ преобразования денег в знания. Но если говорить серьезно, то инновации превращают знания в деньги.

Интеллектуальная собственность составляет ядро инновационного процесса, то есть превращения инновационного продукта из идеи в товар или услугу, и имеет определяющий для его итогов характер. Практически каждый этап жизненного цикла инновации может быть завершен созданием конкретного результата интеллектуальной деятельности, который дополняется и преобразуется на последующих этапах. Поэтому, с одной стороны, интеллектуальная собственность является итогом очередного этапа инновационного процесса, а с другой – основой для его дальнейшего продолжения.

Например, итогом научных исследований являются публикации – объекты авторского права. На основе результатов фундаментальных исследований проводятся прикладные исследования и разработки, в ходе которых создаются изобретения. На последующем этапе разрабатывается конструкторская документация, которая может охраняться в качестве секрета производства (ноу-хау), и производится ее доработка по итогам испытаний опытных образцов. Кроме того, возможна разработка и прикладного программного обеспечения, которое может быть зарегистрировано в качестве программы для ЭВМ.

Одновременно с этим определяется и внешний облик создаваемого образца техники. Также могут разрабатываться интерфейсы управляющих систем. Создаваемые решения могут получить правовую охрану в качестве промышленных образцов.

К разработке могут привлекаться научные организации, проектно-конструкторские бюро, инжиниринговые центры, производители. Поэтому инновационная деятельность невозможна без юридического сопровождения вопросов, связанных с созданием и передачей результатов интеллектуальной деятельности (РИД), а также распределением и закреплением исключительных прав на них.

– Какие позиции занимает ОАО "РЖД" в области интеллектуальной собственности?

– ОАО "РЖД" – один из лидеров среди компаний с государственным участием по объему портфеля интеллектуальной собственности. На конец 2018 года он включал в себя порядка 3000 объектов учета, из которых около 49% составляют программы для ЭВМ и базы данных, 45% – объекты патентных прав, 5% – товарные знаки, 1% – секреты производства. Компания наращивает объем портфеля интеллектуальной собственности, в том числе за счет патентования за рубежом. Например, в Индии были запатентованы ключевые технические решения разработанного по заказу ОАО "РЖД" магистрального газотурбовоза.

ОАО "РЖД" формирует портфель интеллектуальной собственности исходя из необходимости обеспечения правовой охраны базовых технологий и компетенций, лежащих в основе технологических процессов перевозки. Поэтому результаты интеллектуальной деятельности, правообладателем которых является ОАО "РЖД", очень разнообразны.

Портфель интеллектуальной собственности хозяйственных обществ с участием ОАО "РЖД" насчитывает порядка 1000 объектов учета, из которых 41% составляют программы для ЭВМ и базы данных, 50% – объекты патентных прав, 6% – товарные знаки, 3% – секреты производства (ноу-хау).

– Каково текущее состояние дел в области управления интеллектуальной собственностью и инновационным развитием?

– Существующая система управления интеллектуальной собственностью достаточно эффективно выполняет базовую охранительную функцию, обеспечивая защиту интересов ОАО "РЖД". За последние годы было предпринято много попыток обвинить компанию в нарушении исключительных прав третьих лиц. Например, несколько лет назад иностранный производитель средств железнодорожной автоматики заявил, что новые образцы техники, созданные за счет средств ОАО "РЖД" и внедряемые на сети дорог, нарушают его исключительные права. Заявленная сумма "ущерба", который, по мнению этого производителя, должна была возместить компания, составляла десятки миллионов евро. Проведенный Центром инновационного развития сравнительный анализ патентов ОАО "РЖД" с патентами иностранного производителя позволил аргументированно отклонить эти претензии.

В другом случае отечественный изобретатель обвинил ОАО "РЖД", что полученный компанией патент на элемент верхнего строения пути нарушает его исключительные права. Он пытался оспорить выдачу патента ОАО "РЖД" и обязать заключить с ним лицензионный договор. В ходе рассмотрения Палатой по патентным спорам работники Центра инновационного развития привели убедительные доводы о патентной чистоте и новизне нашей разработки.

Тем не менее структура портфеля интеллектуальной собственности еще далека от оптимальной. Большая часть входящих в него РИД имеет крайне низкий потенциал для коммерциализации, особенно на внешних рынках. В нем недостаточно по-настоящему ценных патентов, которые создают фундамент для работы крупной компании и обеспечивают возможности развития конкуренции и выпуска высокотехнологичной продукции в этой сфере.

Одной из серьезных проблем является недостаточный технический уровень результатов ряда длительных и дорогостоящих разработок, не позволяющий обеспечить создаваемым РИД правовую охрану в патентном режиме. Причины кроются в недостаточном уровне сквозных процедур планирования НИОКР и приемки полученных результатов, а также стремлении исполнителей к сохранению существующей "планки знаний".

За последнее десятилетие цели и задачи ОАО "РЖД", а также условия, в которых действует компания, существенно изменились. ОАО "РЖД" перешло от перевозки в узком смысле к оказанию транспортно-логистических услуг. Расширились перечень услуг, география деятельности. Компания столкнулась и с новыми технологическими вызовами, прежде всего с необходимостью комплексной цифровизации. Возникли новые потребности в разработке и приобретении технологий на рынке, в том числе за рубежом. Углубляется сотрудничество с малыми инновационными предприятиями.

Однако многие нормативные правовые документы ОАО "РЖД" в области управления интеллектуальной собственностью были разработаны еще в начале текущего десятилетия. Они перестали отвечать предъявляемым требованиям, морально устарели. Поэтому их нужно актуализировать либо отменить.

Таким образом, объективно назрела необходимость в разработке и утверждении нового основополагающего документа в области управления интеллектуальной собственностью, определяющего основные задачи, в соответствии с которым будет выстраиваться система управления интеллектуальной собственностью в холдинге "РЖД".

Речь в первую очередь идет о Патентной стратегии ОАО "РЖД", утвержденной в 2010 году. Она сыграла важнейшую роль. В Патентной стратегии впервые были определены основные цели и приоритеты ОАО "РЖД" в сфере создания и правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности. Установлены механизмы использования результатов научных исследований и разработок и принадлежащей компании интеллектуальной собственности в инновационном процессе.

– Какие цели ОАО "РЖД" поставило при разработке Стратегии управления интеллектуальной собственностью?

– Целью Стратегии является создание единой системы управления интеллектуальной собственностью холдинга, которая будет способствовать повышению конкурентоспособности и создаст условия для устойчивого развития ОАО "РЖД" и хозяйственных обществ с участием ОАО "РЖД". Стратегия была разработана в 2018 году под руководством заместителя генерального директора – главного инженера ОАО "РЖД" Сергея Кобзева. Проект Стратегии получил высокую оценку экспертов компании "Иннопрактика" и Проектного офиса Федерального института промышленной собственности (ФИПС).

Анализ системы управления интеллектуальной собственностью показал, что в ОАО "РЖД" действует целостная система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, однако она не в полной мере обеспечивает координацию действий в рамках холдинга и эффективный, в том числе внутрикорпоративный, трансфер технологий.

Проект Стратегии был рассмотрен Координационным советом по вопросам управления интеллектуальной собственностью ОАО "РЖД" под руководством Сергея Кобзева, Комитетом по стратегическому планированию совета директоров ОАО "РЖД". А 7 февраля Стратегия была утверждена советом директоров.

– Каковы основные задачи Стратегии?

– Основной задачей Стратегии является формирование эффективного механизма управления интеллектуальной собственностью холдинга "РЖД" на каждой стадии жизненного цикла РИД.

Это позволит достичь технологического лидерства по основным направлениям деятельности холдинга "РЖД" за счет вывода на рынок перспективных продуктов и технологий, а также обеспечить им надлежащую правовую охрану. Будет создана система эффективного обмена технологиями "внутрь" и "вовне" холдинга с лучшими центрами компетенций. При этом важной задачей является повышение ценности результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере – технологическая зрелость, вклад соответствующего результата в уровень техники и широкий объем правовой охраны.

Система управления интеллектуальной собственностью холдинга "РЖД", формируемая в соответствии со Стратегией, будет включать в себя основные механизмы и подходы в области выявления и обеспечения правовой охраны РИД, внедрения и коммерциализации прав на РИД, а также защиты исключительных прав холдинга "РЖД".

Реализация Стратегии позволит к 2025 году сформировать сбалансированный и оптимальный по составу портфель интеллектуальной собственности, который обеспечит как правовую защиту базовых технических компетенций ОАО "РЖД", так и возможность их использования без нарушения исключительных прав третьих лиц. Это повысит конкурентоспособность и обеспечит устойчивое развитие холдинга "РЖД", позволит добиться увеличения стоимости и востребованности активов компании и повысит технический уровень создаваемых объектов техники.

– А какие наработки для создания единой системы управления интеллектуальной собственностью уже существуют?

– Налажено взаимодействие Центра инновационного развития с подразделениями обществ с участием ОАО "РЖД", в круг ведения которых входят вопросы интеллектуальной собственности.

Центр инновационого развития оказывает методологическую поддержку сотрудникам этих подразделений, организовано дистанционное обучение на курсах Всемирной организации интеллектуальной собственности. В 2018 году обучение прошли более 150 человек. В дальнейшем мы планируем обучить их в Корпоративном университете РЖД и в других образовательных организациях. Разрабатываются методические документы, в том числе памятки для работников отраслевого научного комплекса, относительно выявления РИД в полученных ими результатах НИОКР и их правильного описания в патентных заявках.

Я надеюсь, что ввод в действие Автоматической системы управления интеллектуальной собственностью, разработанной по заказу Центра в 2018 году, позволит значительно повысить эффективность нашей деятельности по правовой охране новых разработок.

– Какие еще мероприятия предусмотрены в Стратегии?

– Стратегия предусматривает инвентаризацию интеллектуальной собственности ОАО "РЖД". Это позволит выявить перспективные РИД. Большое внимание будет уделено повышению технического уровня создаваемых РИД. Это предполагается осуществить за счет использования при планировании НИОКР результатов патентных исследований, совершенствования механизмов стимулирования разработчиков к созданию результатов, обладающих прорывными характеристиками.

Важным направлением станет обеспечение эффективного трансфера технологий путем продажи (в том числе за рубеж) и приобретения результатов НИОКР. Будет исключено дублирование НИОКР и создание тождественных РИД. ОАО "РЖД" должно заниматься этим вопросом системно.

– Будут ли внедряться какие-либо новые инструменты в области интеллектуальной собственности?

– Конечно, например, будут внедряться такие новые инструменты анализа патентной информации, как патентные ландшафты. В 2018 году по заказу ОАО "РЖД" Проектный офис ФИПС разработал 9 отраслевых патентных ландшафтов по приоритетным технологическим направлениям холдинга. Патентные ландшафты описывают тенденции технологического развития целевых областей техники, выявляют ведущие компании и технологические стратегии, территориальное распределение правовой охраны, рынки и технологические сегменты. Глубина исследований составила 40 лет, было проанализировано порядка 100 тыс. патентных документов.

Был получен ряд любопытных результатов. Например, в области подвижного состава одним из наиболее упоминаемых в патентных документах является патент на вагон для сыпучих грузов с опрокидываемым кузовом. Он принадлежит компании из США, созданной в один день с подачей заявки, и других патентов компания не имеет.

При этом в области подвижного состава у России самая высокая интенсивность создания технических решений. Однако российские патенты редко используются за рубежом в качестве аналогов и прототипов, поэтому разработчикам необходимо делать акцент не на количестве патентов, а на качестве технических решений.

В ОАО "РЖД" будет создана система трансфера технологий, в рамках которой доведение до стадии промышленного применения результатов НИОКР, проводимых за счет средств ОАО "РЖД", может быть поручено, например, малым инновационным предприятиям. И наоборот, ОАО "РЖД" может в целях экономии времени и ресурсов приобретать исключительные права на перспективные разработки.

Такая деятельность может осуществляться на основе различных механизмов распоряжения исключительными правами на РИД: совместного правообладания, в рамках договоров открытой лицензии и приобретения исключительных прав на РИД и конструкторскую документацию, охраняемую в качестве секрета производства (ноу-хау). Также возможно и "приобретение" малых инновационных предприятий, а также команд разработчиков, занимающихся созданием стартап-проектов.

Кроме того, создается система совместного правообладания РИД, в том числе на основе договоров открытой лицензии. В рамках данной системы будет производиться частичная уступка исключительных прав на РИД, правообладателем которых является ОАО "РЖД". Включение в состав правообладателей нескольких производителей обеспечит конкуренцию, что позволит поднять качество и снизить цены на закупаемые ОАО "РЖД" образцы техники. При этом производители, допускающие систематическое невыполнение требований к качеству продукции, могут быть исключены из этой системы.

Первым опытом стало заключение ОАО "РЖД" лицензионного договора с АО "Алтайвагон". Заводу была передана техническая документация на инновационную вагонную тележку модели 18-9800. Совместно с научно-техническим блоком компании завод доработал тележку и подготовил к выпуску на ее базе три новые модели вагонов.

– Вы говорили о новых рисках и вызовах в области интеллектуальной собственности. О чем идет речь?

– С учетом того что основным каналом взаимодействия компании с клиентами стал Интернет, большое значение приобретают средства индивидуализации оказываемых услуг – товарные знаки и знаки обслуживания. Поэтому товарный знак "РЖД" получил правовую охрану в 105 странах мира.

Однако в последнее время компания получает жалобы от клиентов на деятельность сайтов-посредников (напрямую в сети Интернет или с помощью мобильных приложений), взимающих большую комиссию за продажу железнодорожных билетов. Действуют и сайты-обманки, которые занимаются уже прямым мошенничеством. Зачастую эти сайты регистрируются в иностранных юрисдикциях.

Эти сайты завлекают клиентов добротным дизайном и использованием средств индивидуализации компании: наименования "РЖД" как части доменного имени и товарных знаков ОАО "РЖД" в качестве элементов визуального оформления. Бывают случаи, когда ОАО "РЖД" неожиданно для себя становится участником рекламных кампаний третьих лиц. Эта деятельность причиняет нашим клиентам прямые финансовые потери и моральный ущерб, а ОАО "РЖД" наносит значительный репутационный урон. Для пресечения подобной практики Центр инновационного развития устанавливает владельцев таких сайтов и направляет им уведомления с одновременным проведением судебно-претензионной работы.

Увеличились риски нарушения ОАО "РЖД" исключительных прав третьих лиц. В последние годы иностранные заявители ведут активную "патентную экспансию" в России, причем число подаваемых ими патентных заявок растет быстрее, нежели у российских заявителей. Например, по данным Роспатента, в 2017 году по сравнению с 2016 годом количество поданных заявок на изобретения снизилось на 12,3%. Но при этом число заявок, поданных отечественными заявителями, сократилось на 15%, а иностранными – сократилось всего на 7,5%.

Несмотря на это, многие разработчики сохраняют формальное отношение к проведению патентных исследований при подготовке патентных заявок, а многие заказчики не обладают должной компетентностью либо не проявляют необходимой требовательности. Нередко в формулы изобретений включаются конкретные параметры (температура, размеры, материалы), источником которых являются установленные в той или иной области техники нормы (ГОСТ, ТУ, DIN и др.). Следствием этого является появление большого числа "слабых" патентов, которые имеют неоправданно узкий объем правовой охраны либо изобретательский уровень которых может быть легко опорочен. Зачастую такие патенты являются зависимыми, то есть не могут использоваться без нарушения патентов третьих лиц, что требует заключения с ними лицензионных договоров.

Получив патенты в России, иностранные правообладатели (не в пример отечественным) внимательно отслеживают возможные случаи нарушения своих исключительных прав. Претензии о нарушении исключительных прав предъявляются уже на этапах практической реализации проектов, когда урегулирование спорных вопросов с третьими лицами требует значительных незапланированных расходов.

С подобными сложностями ОАО "РЖД" уже столкнулось при реализации проектов в области высокоскоростного железнодорожного транспорта. Наибольшим уровнем компетенции в данном вопросе обладают производители и научные организации Китая. При создании проектных решений в области верхнего строения пути разработчики упустили из виду блокирующий патент, который получил в России один из китайских научных институтов. В сложившейся ситуации разработчикам было рекомендовано провести анализ и сопоставление технических решений для их доработки в целях вывода из-под действия указанного патента.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.04.2019