15-04-15 / 2015
Новости отрасли
Борьба за инвестора

Проблемы мировой экономики не всегда являются препятствием для проектов развития

Перспективный для железнодорожного транспорта грузопоток между Европой и Азией существует, поэтому необходимо как можно скорее начинать подготовку Транс-Евроазиатского пояса развития. Так полагают бизнесмены и эксперты, обсуждавшие проект в дискуссионном экономическом клубе «Диалоги».

ОАО «РЖД» первым начало практическую комплексную работу в рамках потенциального коридора, создав Объединённую транспортно-логистическую компанию (ОТЛК). Как пояснил президент ОТЛК Пётр Баскаков, грузовая база сейчас оценивается в миллион контейнеров ежегодно. Причём это дорогие грузы, доля логистики в которых относительно невелика, а требования к срокам доставки высокие. Это и делает возможным их переключение с морского на железнодорожный транспорт. Иностранный бизнес уже сейчас явно высказывает заинтересованность в проекте. 

«Если в 2011 году грузопоток по маршруту через Россию составил всего 14 контейнерных поездов, то в прошлом – уже 228, – говорит Пётр Баскаков. – А в этом году, по оптимистическому сценарию, предполагается более 400 поездов». 

При этом ОТЛК и дальше работает над скоростью: сейчас из Западного Китая в Европу контейнер идёт 14 суток, а вполне можно сократить этот срок до 12. При выполнении параметров к 2020 году проект принесёт нашей стране почти $5 млрд дохода и будет создано свыше 17 тыс. дополнительных рабочих мест. 

На основе такого солидного грузопотока ОАО «РЖД» предлагает создать Транс-Евроазиатский пояс развития (ТЕПР), который включал бы в себя не просто транспортные пути для транзита, а комплексную инфраструктуру (промышленную, энергетическую, телекоммуникационную, социальную) в районах БАМа и Транссиба. 

Как считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, как раз во время кризиса и необходимо начинать конкретную работу над проектом, поскольку он сможет оказать огромное влияние на развитие нашей экономики и придаст правильное направление этому развитию. 

Сейчас экономический блок правительства не имеет планов по поводу того, как выходить из кризиса, и возможный подъём связан с ожиданием роста цен на нефть. 

Проект ТЕПР действительно требует огромных средств, но если учесть, что туда могут быть направлены бюджетные, региональные, частные и иностранные инвестиции, то деньги найти можно. Тем более определённые суммы уже предусмотрены в банках развития нескольких крупных государственных объединений, и как раз на цели развития инфраструктуры. 

Советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков Ивао Охаси полагает, что России при реализации ТЕПР в работе с частными и иностранными инвесторами необходимо брать пример с Китая. И в Японии, и в Китае были свои «оси развития». Чтобы их создать, нужно увеличить долю государственных инвестиций. Во-вторых, связать все проекты с тем, чтобы получить мультипликационный эффект. В-третьих, для каждого из проектов, из которых и будет состоять ТЕПР, нужно сделать совершенно чёткое и прозрачное финансовое обоснование, понятное для частного инвестора, то есть здесь должны существовать своего рода «дорожные карты» их выполнения. 

«Европа желает продавать в Азию свои технологии, Азия – дёшево перевозить в Европу товары, а у России есть сырьё – это всё даёт хорошие возможности для увязывания всей комплексной схемы развития», – полагает Ивао Охаси. 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.04.2015